Спутницкая Нина Юрьевна

Рецензия от Нины Спутницкой

Инородное единство Кабаре



        Общую ироничную интонацию и слегка хулиганский характер вечеринки разбавляли воспоминания гостей, похожие на многострочные тосты. Но куда без них на празднике – поминках? Ведь, кроме чествования нововведенного красного дня календаря, поминали-вспоминали в клубе «Жесть» праздники детства и их героев.

       Чтобы понять нововведения, необходимо осмыслить прошлое. Сцену в этот вечер украшала инсталляция Евгения Никанорова «Осколки революции» - триколлоры, собранные в шарики, позволяли выступающим почувствовать себя играющими с надоедливой игрушкой представителями семейства кошачьих. Гости делились необходимыми в некогда торжественный день воспоминаниями: встречи со Сталиным (в гробу), встречи с импортными товарами (в советское время), демонстрации, иллюминации прошлого и настоящего - словом, делились наболевшим и греющим душу, сокровенным и общедоступным.

       Дабы оправдать понятие ностальгии, приватизированное коммунистами, решено было обратиться к прошлому–потустороннему миру, обратной-оборотной стороне декларируемых властью ценностей.

       Впервые представленная на сцене Жести Алексеем Жиряковым и Алексеем Жарковым пьеса Евгения Казачкова "Царь-веник" – пожалуй, первая здравая попытка осмыслить рождение нового праздника. Авторы предложили трехчастную структуру: историческая справка о главных героях 1612 года – история забвения; диалог героев - «зарисовка вне пространства и времени»; краткая история возрождения памяти и роли многочисленных самодержцев в государственной канонизации Минина и Пожарского. О своих корнях необходимо помнить, традиции надо чтить, героев отечественных войн – уважать. Предки хранят много тайн, но нынче предки – жаргонное наименование, категория весьма расплывчатая. Поэтому главные герои пьесы – ветераны-однофамильцы чествуемых новой властью персонажей кармическим образом не только унаследовали судьбу народных героев, но и приобрели тяжкую болезнь – способность к рефлексии. Стенания Кузьмы способны утихомирить лишь весть о чудо-традиции русского народа, да сказ Димитрия о царе, о мифе-спасении, да о занятии важном – плетении подобия образа нерукотворного – о венике.

       Впрочем, по версии Кинокапустника (Г. Заславский) народным героям могут быть отданы и главные роли в современном российском блокбастере, и оказана честь представлять в кадре актуальный продукт.

       Эстафету в разъяснении природы праздника приняли Александр Греф и его Петрушка (Е. Слонимская) - современник героев неизвестного праздника. Озорной вертепный персонаж претерпел за вечер множество испытаний, и уже успел подустать и от многочисленных празднований, и от предвыборной гонки, однако по-прежнему сохранил бодрость духа и некое тайное знание, столь тщательно оберегаемое Иными героями. В системе советского героизма он – либо «несознательный элемент», вредитель, либо представитель архаики. Но теперь неунывающему балагуру вновь удается свести знакомство с сильными мира сего – кукольными вождями и кандидатами, и с безжалостной наивностью рубить правду-матку. Петрушка Грефа – персонаж не просто потешный, но по природе своей также потусторонний.

       Утомленные предвыборной гонкой и вынужденные восстанавливать историографию внезапных и уже успевших поднадоесть праздников, герои вечера сознательно (благо пока не вынужденно) обращаются к фольклорным жанрам – частушке, анекдоту, байке. Любопытно, что среди драматургического материала оказалось и обращение руководства партии власти к выборам, позаимствованное ведущим концерта Григорием Заславским с официального сайта ЕР.

       Атрибуты современного времени, знаковые, претендующие на культовость персонажи осмеивались в антигламурной пьесе Александра Железцова «Безумное чаепитие-2», посвященной грядущим выборам. Просто и жутко. Краткие зарисовки, спонтанные и заранее подготовленные афоризмы гостей, анекдотичные случаи из истории празднования ноябрьских праздников представили жизнь нашу как сплошной печальный анекдот. А знаковые сюжеты, разыгранные Петрушкой, придали всему вечеру характер мистериального действа, отражающего нестройность общего, реального культурно-политического контекста, осмеивающего фрагментарность сознания обывателей, и претензии любой официальной власти в России создать (под лозунгом ниспровержения, или соусом возрождения – не суть важно) каноны с помощью редакции праздничного календаря.

       Тема вечера требовала ёмких диалогов, лаконичной формы, экономного и точного исполнения, и, надо заметить, ожидания оправдались. Тем для обсуждения – масса, версий и интерпретаций – тоже, однако, особых разногласий среди участников не было, и быть не могло. Можно сказать с полной уверенностью: ностальгию по упоительному джазу разделили, пожалуй, все присутствующие. Самое яркое музыкальное впечатление вечера, после частушек Петрушки – буржуазная «Мистер Паганини» в исполнении Алисы Кургановой закрыла псевдо-праздничный вечер.

По случаю скорого начала холодов и 90-летия Октябрьской революции Кабаре.doc
провозглашает революционный порядок и на какое-то время всё ранее обещанное.
Чтобы народ понял, наконец, что за праздник он отмечает в ноябре -
премьера пьесы Евгения Казачкова "Царь-веник" о неизвестных встречах Минина и Пожарского.
Режиссер - Алексей Жиряков.
Джаз - инородная музыка освобожденных народов - радует слух.
К выборам - пьеса Александра Железцова "Безумное чаепитие-2".
Аркадий Инин представляет самый революционный "Кинокапустник".
Личный лабрадор президента Кони делится с достопочтенной публикой советами, которые улучшали настроение ее хозяину.
Самый патриотический поэт эпохи Всеволод Емелин читает свои новые стихи.
Специальный гость - Александр Чугунов, драматург и проректор, который представляет свой театральный проект, в котором обещает вскрыть психопаталогию предвыборного периода.
Влад Маленко читает басни собственного сочинения, политически злободневные и просто очень смешные.
В программе участвуют -
Ольга Зейгер,
Андрей Курносов,
Александр Гнездилов,
театр "Бродячий вертеп" Александра Грефа,
Григорий Заславский.
Художник - Евгений Никоноров
Режиссеры - Роман Берченко, Александр Гнездилов.



© Нина Спутницкая

 
 
 

© Copyright 2009 : Спутницкая Нина Юрьевна
Используются технологии uCoz