«Немецкая сага» предлагает зрителю отследить психопатологическую суть фашизма, обыгрывая атрибутику, символы, музыку Третьего рейха, используя ломаную пластику, резкие линии, футурологические аллюзии. Постановка призвана в энергетическом контакте со зрителем обнажить известный гипнотизм тоталитарной власти, воссоздавая в экспрессионистской манере процесс перехода от революции к тоталитаризму, Е. Понасенков предлагает взглянуть на цепь определенных исторически значимых событий, на авторский мир классика японского литературы ХХ века, как на причудливо оформленную цепь событий воспаленного сознания.
Поставленный в эстетике минимализма, спектакль ставит в центр действа четырех мужчин, трёх военных (Рем, Штрассер, Круп) и художника (Гитлер), облачающегося по мере смены сценических-исторических событий в лаковый плащ и обыгрывающий неловко в своем сценическом-реальном бытии кроваво-красный трон.
В финале спектакля Гитлер от манерной куклы переходит к образу обиженного, испуганного существа. Однако, исповедальные интонации свойственны всем, кроме обладателя маски. Несмотря на обстоятельства – исторические ли, драматургические ли, его забавляют характерные для мифического сознания (и эстетики экспрессионизма) резкие контрасты: военный-художник; реальное-мифическое; жизнь-игра и т.п. Забава – в его микромире является онтологическим началом, эта забава страшна и неизбежна – это игра в погибающего принца. Потому для него исповедь - лишь интрига, игра, при которой необходимо остаться если не победителем, то героем.
Тела актеров в сценическом действе изломаны, как прямые линии в экспрессионистской живописи, тела оказываются главными выразителями субъективных переживаний героев. Телесный контакт между героями – неизбежен и пугающе абстрактен, танец – красив, необыкновенно выразителен, в нём вызов, и, вместо сжигающей страсти, некая предопределенность. Но еще более пугающими оказываются «случайные» монологи из пространства реального – звучащие за кадром сценического - четкого, но оригинально скроенного бытия. Закадровые монологи, записи немецкой звезды 40-х годов Зары Леандр, воспоминания о Хлебникове - вводят в пространство игры жизнь реальную, в зрительный зал трагедию не личностную, а мировую...
Как зловещая история о безумном политике, представленная через призму безумного же сознания, разыгранная на сцене, которую украшает задник из немецкого фильма 20-х гг. ХХ века, спектакль представляет интерес для достаточно широкой аудитории, интересующейся психосоматикой исторических событий, и, в особенности, для киногурманов.
|
по пьесе «Мой друг Гитлер» и другим текстам Юкио Мисимы
Премьера состоялась 23 ноября 2007 года
Постановка, музыкальное оформление, сценография, хореография: Евгений Понасенков
Роли исполняют: Стас Эрдлей (Адольф Гитлер), Роман Аксентий (Эрнст Рем), Павел Сердюк (Грегор Штрассер), Станислав Лиевский (Густав Крупп) |