Спутницкая Нина Юрьевна

Рецензия от Нины Спутницкой

"Немецкая сага. Любовь и смерть в ритме танго" в Центре им.Мейерхольда



В детстве я обожал читать сказки,
но должен сказать, что
принцессы мне в них никогда не нравились.
Мне нравились только принцы.
Особенно те, которые погибали
или были обречены на злую судьбу.
Я вообще любил читать про юношей,
которых в сказке убивают.
Меня постоянно преследовали видения,
в которых присутствовали
«трагически погибшие принцы.
Объяснит ли мне кто-нибудь когда-нибудь,
отчего образ юного принца
в восхитительно облегающих лосинах,
принца, обреченного на жестокую смерть,
вызывал такой восторг в моей детской душе!?
Юкио Мисима «Исповедь маски»

       «Немецкая сага» предлагает зрителю отследить психопатологическую суть фашизма, обыгрывая атрибутику, символы, музыку Третьего рейха, используя ломаную пластику, резкие линии, футурологические аллюзии. Постановка призвана в энергетическом контакте со зрителем обнажить известный гипнотизм тоталитарной власти, воссоздавая в экспрессионистской манере процесс перехода от революции к тоталитаризму, Е. Понасенков предлагает взглянуть на цепь определенных исторически значимых событий, на авторский мир классика японского литературы ХХ века, как на причудливо оформленную цепь событий воспаленного сознания.
       Поставленный в эстетике минимализма, спектакль ставит в центр действа четырех мужчин, трёх военных (Рем, Штрассер, Круп) и художника (Гитлер), облачающегося по мере смены сценических-исторических событий в лаковый плащ и обыгрывающий неловко в своем сценическом-реальном бытии кроваво-красный трон.
       В финале спектакля Гитлер от манерной куклы переходит к образу обиженного, испуганного существа. Однако, исповедальные интонации свойственны всем, кроме обладателя маски. Несмотря на обстоятельства – исторические ли, драматургические ли, его забавляют характерные для мифического сознания (и эстетики экспрессионизма) резкие контрасты: военный-художник; реальное-мифическое; жизнь-игра и т.п. Забава – в его микромире является онтологическим началом, эта забава страшна и неизбежна – это игра в погибающего принца. Потому для него исповедь - лишь интрига, игра, при которой необходимо остаться если не победителем, то героем.
       Тела актеров в сценическом действе изломаны, как прямые линии в экспрессионистской живописи, тела оказываются главными выразителями субъективных переживаний героев. Телесный контакт между героями – неизбежен и пугающе абстрактен, танец – красив, необыкновенно выразителен, в нём вызов, и, вместо сжигающей страсти, некая предопределенность. Но еще более пугающими оказываются «случайные» монологи из пространства реального – звучащие за кадром сценического - четкого, но оригинально скроенного бытия. Закадровые монологи, записи немецкой звезды 40-х годов Зары Леандр, воспоминания о Хлебникове - вводят в пространство игры жизнь реальную, в зрительный зал трагедию не личностную, а мировую...
       Как зловещая история о безумном политике, представленная через призму безумного же сознания, разыгранная на сцене, которую украшает задник из немецкого фильма 20-х гг. ХХ века, спектакль представляет интерес для достаточно широкой аудитории, интересующейся психосоматикой исторических событий, и, в особенности, для киногурманов.

по пьесе «Мой друг Гитлер» и другим текстам Юкио Мисимы
Премьера состоялась 23 ноября 2007 года
Постановка, музыкальное оформление, сценография, хореография: Евгений Понасенков
Роли исполняют: Стас Эрдлей (Адольф Гитлер), Роман Аксентий (Эрнст Рем), Павел Сердюк (Грегор Штрассер), Станислав Лиевский (Густав Крупп)





©Нина Спутницкая

 
 
 

© Copyright 2009 : Спутницкая Нина Юрьевна
Используются технологии uCoz