Спутницкая Нина Юрьевна

Научные публикации Нины Спутницкой

АЛИСА ФРЕЙНДЛИХ

АКТЕРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. КИНО РОССИИ

АЛИСА ФРЕЙНДЛИХ


       Фрейндлих Алиса Бруновна родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде в творческой семье. Ее отец Бруно Артурович Фрейндлих — актер Ленинградского драматического театра им. Пушкина (бывшего Александрийского), потомок старинного рода петербургских немцев. После развода родителей Алиса Фрейндлих жила с матерью — Ксенией Федоровной (в девичестве — Федорова), которая была родом из Пскова, в юности училась в Ленинграде на драматических курсах ТРАМа (Театра рабочей молодежи). После замужества Ксения Федоровна рассталась с актерской карьерой, в то время как популярность Фрейндлиха росла одновременно с их дочерью. После школы Алиса решила поступать в театральный институт. Решение стать актрисой не было спонтанным. В школе Алиса занималась в кружке самодеятельности, который вела известная актриса Мария Призван-Соколова. Восхищалась искусством Улановой и Вечесловой, была яростной «лемешисткой», воевавшей с «козловитянами», а благодаря отцу становилась свидетельницей редкостных театральных событий. Но до мирного отрочества было детство, на которое пришлось тяжкое бремя войны и блокады. Кроме этого семью Алисы Бруновны ждало еще одно испытание — в 1940-х годах арестовали почти всех родственников по отцовской линии.

       В 1952 году параллельно с экзаменами на актерский факультет Ленинградского театрального института им. А.Н. Островского (курс Б.В. Зона), куда поступала Алиса Фрейндлих, проходил набор в ГИТИС на курс музыкальной комедии. Абитуриентка получила заманчивое приглашение от столичных преподавателей, но выбрала свой родной город и драму. В студенческие годы педагоги пророчили ей будущее травести, видели способность к воплощению острой характерности.

       В 1961 году на сцене Театра имени В. Комиссаржевской она привлекла внимание театральной общественности ролями шестнадцатилетней девушки Маши в спектакле по пьесе Ольги Берггольц «Рождены в Ленинграде» и Лики в пьесе А. Арбузова «Мой бедный Марат». А на сцене Театра Ленсовета, куда она была приглашена в 1965 году, вскоре стала примой. Хотя дебют на экране состоялся в 1955 году в фильме Фридриха Эрмлера «Неоконченная повесть», Алиса Фрейндлих вошла в кино в середине 1970-х, будучи уже довольно известной театральной актрисой.

       Сразу после института она снималась много, еще больше пробовалась, часто отдавала первенство сцене и сама отказывалась от ролей. Долгое время героини Фрейндлих не имели достаточного экранного времени для раскрытия возможностей актрисы. Первую главную роль она сыграла в киноповести Е. Хринюка «Анна и Командор», вышедшей на экраны страны в 1974 году. И хотя у зрителя картина имела успех, критика обвинила фильм в претенциозности, излишней картинности и лишь сожалела об участии в ней актрисы.

       Знаменательным в киносудьбе Алисы Бруновны стал 1976 год, когда режиссер Эльдар Рязанов, окрыленный успехом «Иронии судьбы», куда, кстати, пробовалась и Фрейндлих (роль Нади Шевелевой), пригласил ее на главную женскую роль в своем новом фильме «Служебный роман» (по пьесе «Сослуживцы»). Героиня Фрейндлих Людмила Прокофьевна Калугина — мымра и «синий чулок» — в течение двух серий преображается в симпатичную женщину и находит личное счастье. Калугина — директор солидного учреждения, а ее принадлежность к женскому полу воспринимается окружающими как ошибка природы. Но одному карьеристу и цинику приходит идея посоветовать своему неказистому приятелю приударить за ней, чтобы получить повышение в должности.

       Алиса Фрейндлих согласилась изуродовать для этой роли свою внешность, сама составляла нелепый гардероб своей героини, вместе с режиссером тщательно отрабатывала каждую деталь ее облика — игра на контрастах оказалась захватывающей для дождавшейся своего часа актрисы. Именно после роли Мымры к ней пришла широкая популярность. Служебный роман между Калугиной и ее подчиненным (А. Мягков) разыгрывается на глазах большого коллектива. Этот спектакль с переодеваниями и прогонами, примеркой грима и премьерой — выходом на сцену главной героини — интересной женщины, не успев завершиться, переходит в жизнь реальную с настоящими чувствами.

       Через семь лет запоминающийся актерский дуэт из «Служебного романа» выступил в экранизации пьесы А.Н. Островского «Бесприданница» — «Жестокий романс» (1984) Э. Рязанова, где Фрейндлих сыграла роль потенциальной тещи героя Мягкова. Ее Харита Игнатьевна Огудалова являет драму женской судьбы, разыгрывающуюся параллельно трагедии Ларисы. Рано овдовев, неудачно выдав замуж дочерей, она вынуждена приспосабливаться к новым обстоятельствам и если и говорит Карандышеву нелестные вещи, то не от бессердечия, а констатирует печальный факт: мир, мораль и чувства зависимы от денег, и она сама тому печальное подтверждение. И чтобы оставаться на плаву, вынуждена лицемерить, прикидываться. Она — мать, скупая на ласку, дабы не приучать дочь к тому, что давно потеряло ценность. При этом Харита Игнатьевна проницательна и не приемлет слабость в любом ее проявлении. Режиссеру пришлось отстаивать перед худсоветом кандидатуру Фрейндлих, ибо в его трактовке Огудалова — отнюдь не вторая Кабаниха, не примитивная мещанка, а прежде всего женщина благородного происхождения и соответствующего воспитания. Она ни в коем случае не стремится любым способом избавиться от дочери, а искренне желает ей счастья. Делает, как ей кажется, все от нее зависящее, но все-таки не в силах запретить Ларисе ехать с Паратовым на Волгу, храня в глубинах зачерствевшего сердца память о любви. Здесь Фрейндлих вновь удалось превращение знака в сложный образ, характерной роли — в размышление.

       Алиса Фрейндлих способна достоверно сыграть роль и красавицы, и несчастного, будто бесполого существа, и самостоятельной женщины, и трогательного ребенка. Актрису часто называют российской Джульеттой Мазиной. Их судьбы тоже схожи — «звезда» Фрейндлих была открыта мужем-режиссером. Игорь Владимиров — главный режиссер Театра Ленсовета, первый супруг Алисы Бруновны —помог ей реализоваться как актрисе, способной работать во всех жанрах. Специально для нее он поставил арбузовскую «Таню», «Пигмалиона» Б.Шоу. На сцене Ленсовета Фрейн-лих была Геленой из «Варшавской мелодии» Л. Зорина, Катериной Ивановной в «Преступлении и наказании» Ф. Достоевского, сыграла Джульетту в «Ромео и Джульетте» В.Шекспира, наркоманку-стару-ху Селию Пичем в «Трехгрошовой опере» Б. Брехта, Малыша из «Малыша и Карлсона, который живет на крыше» А. Линдгрен и многие другие роли. Событиями театрального Петербурга стали в свое время музыкальный вариант «Укрощения строптивой» У. Шекспира и «Люди страсти» — театральная композиция объединившая произведения разных немецких драматургов и поэтов. В немалой степени благодаря таланту Фрейндлих Театр имени Ленсовета стал заметным явлением в культурной жизни 1970-х годов, однако в 1984 году по приглашению Георгия Товстоногова Алиса Бруновна ушла в БДТ, где работает по сей день. Среди спектаклей с ее участием можно отметить «Этот пылкий влюбленный» Н. Саймона, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Макбет» У. Шекспира, «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, «На дне» M. Горького, «Вишневый сад» А.Чехова.

       О несовпадении театрального и кинематографического амплуа Фрейндлих, о несоответствии масштабов ее театральных и кинематографических работ до середины 70-х много говорилось еще и пoтому, что несколько способных заявить об актрисе лент попросту не дошли до широкого зрителя. Фильм «Похождения зубного врача» (1965) Элема Климова, где Фрейндлих сыграла роль искренней, одухотворенной, эмоциональной девушки Маши, лег «на полку». Интересной была ее Анна Капитонова в новелле «От нечего делать» киноальманаха «Семейное счастье» (1969), поставленной по раннему рассказу А. Чехова, но, к сожалению, дипломная короткометражка Сергея Соловьева, хотя и отличалась крепким актерским ансамблем, прошла для зрителя незамеченной. А театр всегда давал актрисе возможность жить в разных измерениях, предлагал качественную драматургию, интересный человеческий материал. Своеобразное соприкосновение с чеховской драматургией в кино произошло в «Успехе» (1984) Константина Худякова, где Алиса Фрейндлих играет в одном персонаже сразу двух героинь, точнее, актрису Арсеньеву — «хозяйку» провинциального театра и через нее — отдаленное прикосновение к Аркадиной Чехова, позволившее подойти к сложному разговору о таланте. Примадонна вступает в жесткий конфликт с молодым столичным режиссером Фетисовым, приехавшим ставить чеховскую «Чайку», но ее попытки спровоцировать, уязвить молодого реформатора безуспешны. Зато неожиданно и для себя самой Арсеньева сумела войти в работу полностью, как бы вернувшись в юность, она вновь обрела способность к творческому горению. Быть может, именно Арсеньева первой разглядела в дерзком Фетисове одаренность и талант, но поначалу будто стремится остудить его пыл.

       Будучи прежде всего актрисой сцены, приверженной идее актерского театра, в кинематографе Фрейндлих ценит сплоченность ансамбля, возможность импровизации. Среди фильмов, обогативших ее творчество, сама актриса выделяет наряду с картинами Рязанова работу у Андрея Тарковского. Она пробовалась на роль в «Зеркале» (подруга Матери), а сниматься в «Сталкере» (1978) была приглашена после дуэта с А. Солоницыным в спектакле «Варшавская мелодия». В загадочном образе жены главного героя, созданном актрисой, сосредоточены представления режиссера о женской мудрости. Героиня Фрейндлих глубоко несчастна и к мужу относится как к заблудшему ребенку, но без тени превосходства, ибо горькое счастье для нее лучше, чем серая стабильность. Ее монологи открывают и заканчивают повествование. И, несмотря на малое количество экранного времени, именно жена Сталкера становится носительницей идеи философии простоты, земной, инстинктивной, материнской мудрости, своим присутствием актуализируя тему забытых ценностей. Неслучайно именно из ее уст режиссер предпочел слышать евангельские строки.

       Алиса Бруновна Фрейндлих живет по принципу беспокойства в покое и покоя в беспокойстве, стремится к балансу между работой и личной жизнью, которые для нее являются вещами взаимосвязанными. В искусстве она отрицает как одномерность, так и беспечную безудержность, граничащую с всеядностью. Актриса всегда ищет возможность самостоятельно строить и переживать роль, она внимательна к мелким деталям, но избегает случайностей.

       Не только на сцене, но и в кино Алиса Фрейндлих играла королев, причем дважды — сказочных. Хозяйка старого замка из «Принцессы на горошине» (1976, реж. Б. Рыцарев) не роскошна, но она мудра и обладает безошибочным материнским чутьем. Необычна в исполнении Фрейндлих злая и поющая волшебница в «Тайне Снежной королевы» (1986) — неожиданной версии известной сказки Г.Х. Андерсена. Но самой знаменитой в «королевском» репертуаре актрисы стала Анна Австрийская из кинотрилогии Г. Юнг-вальда-Хилькевича, поставленной по романам А. Дюма, где параллельно захватывающим приключениям главных героев разворачивается драматическая история жизни женщины. Сначала Анна предстает жертвой придворных интриг, затем матерью, дамой бальзаковского возраста, зависимой от позднего чувства к человеку недостойному — ей свойственны все человеческие слабости. И еще более одинокой и беспомощной королева становится после смерти своего мужа и кардинала Ришелье, потому как именно тогда откроется страшная тайна и придет время расплаты за жестокий выбор, который пришлось сделать в молодости. Анна (Фрейндлих настойчиво подчеркивает в ней борьбу кровей) — полуиспанка-полунемка, поэтому проявления непокорности, темперамента органично сочетаются с расчетливой холодностью. Каждый вдох, жест, чуть заикающаяся речь — свидетельства ее хрупкости и эмоциональности.

       Фрейндлих удается совмещать в своих героинях торжественность облика и детскую неловкость. Особый тембр речи, интонация, неспешность жестов и поступков придают им особенный шарм. Им чужда суетливость и неоправданные выплески эмоций. Героини Фрейндлих редко позволяют себе слабости, не экспериментируют с дешевыми женскими уловками: слезы, истерики... И вместе с тем за строгим обликом — то в лучистом взгляде, то случайным жестом, то наивным предположением — открывается необычный глубокий таинственный внутренний мир. Они переживают и семейные кризисы, как Лилия в «Опасном возрасте» (1981, реж. А. Прошкин), остаются одни, как экскурсовод музея музыкальных инструментов Серафима Глюкина («Будни и праздники Серафимы Глюкиной», 1989, реж. Р. Горяев), но не одинокими. Эти женщины часто живут в выдуманном мире, привыкают к игре, прячут за интеллигентностью свои страхи, как Елизавета Андреевна, случайно заставшая своего мужа в компании симпатичной спутницы в «Прости» (1986, реж. Э. Ясан).

       Кинематограф 1990-х увидел в Алисе Бруновне сильную натуру, энергию, ум и предложил ей амплуа деятельной пожилой дамы. Не профессиональный сыщик, а ее героиня Туманова — постсоветский вариант мисс Марпл, —разгадывает детективные загадки в киносериале «Женская логика» (2002—2006, реж. Э. Уразбаев, С. Ашкенази).

       Антагонистом главной героини выступила Фрейндлих в «Подмосковных вечерах» (1994) Валерия Тодоровского — вольной экранизации «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова, где встретились две «иностранки» российского кино — холодные, сдержанные Алиса Фрейндлих и Ингеборга Дапкунай-те. Знаменитая писательница завершает свой очередной роман трагической смертью главного героя. Ее невестка-машинистка претендует на то, чтобы переписать, а не печатать, как обычно, произведение под диктовку, желает поменять финал с трагического — на счастливый. Героиня Фрейндлих, представительница матриархата советского образца, являет главную опасность для новой русской Макбет, хотя и становится ее жертвой. Катерина убивает не только ее и ее сына, но и пробует дописать книгу Ирины Дмитриевны, зная, насколько крепки и прочны связи героини Фрейндлих с миром. Машинистка мстит за то, что свекровь подавляла ее, но, лишенная эмоций, она не способна на ненависть и, несмотря на четкое исполнение всех предписаний, остается лишь псевдогероиней. Узнав о порочащей семью любовной связи своей невестки, авторитарная дама умирает от разрыва сердца. За эту роль Алиса Бруновна была награждена премией «Ника» в номинации «роль второго плана» в 1994 году.

       Сегодня Алиса Фрейндлих в основном посвящает себя сценическому искусству, участвует в антрепризных постановках, делает сольные концертные программы, в которых звучат песни, некогда исполненные актрисой на киноэкране. Она была удостоена Госпремии РСФСР в 1976 году и Государственной премии РФ в 2001 году (за театральные работы). Является лауреатом премии российских деловых кругов «Кумир-99» (специальный приз за актерскую работу в спектакле БДТ им. Г. Товстоногова «Аркадия»), «Кумир-2000» (3 роли в спектакле «Калифорнийская сюита»), лауреат Российской театральной премии «Золотая маска» за 1999 и 2000 годы — в категории «За честь и достоинство». Лауреат премии «Триумф» (2001), лауреат V Национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия» — «за высокое служение российскому искусству». В 2004 году награждена Международной премией имени К.С. Станиславского и орденом «За заслуги» IV степени.

       В 1981 году Алисе Бруновне Фрейндлих было присвоено почетное звание народной артистки СССР.

Другие роли:
               1955— эпизод («Таланты и поклонники»);
               1957— гимназистка («Бессмертная песня»);
               1958— Пичикова («Город зажигает огни»);
               1959 — Галя («Повесть о молодоженах»);
               1961 — буфетчица («Полосатый рейс»);
               1964— Наташа Букова («Фро»);
               1965— Таня («Первый посетитель»);
               1968 —Аня («Любить»), Ева («Вчера, сегодня и всегда», тв);
               1969 — роль («Вальс», тв);
               1970— мама («Тайна железной двери»);
               1972— Полознева («Моя жизнь», тв);
               1973— Аквамаринская («Мелодии Верийского квартала);
               1974 — Синеграч («Исполняющий обязанности»), Вырубова («Агония», 1974—1981);
               1975— Баронесса де Шампиньи («Соломенная шляпка», тв), роль («Ковалева из провинции», тв, спект.);
               1976— Татьяна Ильина («Всегда со мною...»);
               1978 — Лидия Жербер («Старомодная комедия»);
               1980— Наталья («Сергей Иванович уходит на пенсию»), Полина Рассудина («Три года», тв);
               1981 — идеалистка («Два голоса», тв);
               1983— мать Олеси («Клетка для канареек»);
               1984— эпизод («Вместе с Дунаевским»);
               1985— Прасковья Федоровна («Простая смерть»);
               1987— учительница («Чехарда», тв);
               1992— Анна Австрийская («Мушкетеры 20 лет спустя», тв);
               1994 — роль («Охота»); 1996 — эпизод («Откровения незнакомцу»);
               2005 — Анна Борисовна («На Верхней Масловке»).

© Нина Спутницкая

 
 
 

© Copyright 2009 : Спутницкая Нина Юрьевна
Используются технологии uCoz