Спутницкая Нина Юрьевна

Научные публикации Нины Спутницкой

НАТАЛЬЯ ФАТЕЕВА

АКТЕРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. КИНО РОССИИ

НАТАЛЬЯ ФАТЕЕВА


       Фатеева Наталья Николаевна родилась 23 декабря 1934 года в Харькове в семье, где с искусством никто связан не был. Отец — военнослужащий, мать — директор ателье мод, однако, возможно, последнее обстоятельство сыграло важную роль в формировании чувства стиля одной из самых красивых актрис отечественного кино, помогло ей создать образы современных, уверенных в себе женщин.

       Семья Фатеевых отличалась музыкальностью, отец будущей актрисы любил импровизировать на фортепиано, его сестры пели в церковном хоре. В детстве и юности Наталья проводила свободное время в стенах оперного театра, выучила все звучавшие там арии. Она росла активным и разносторонне развитым ребенком: училась в музыкальной школе, была чемпионкой города по прыжкам в длину, в высоту, по толканию ядра, занималась в школьном драмкружке. А в 1952 году поступила в Харьковский театральный институт на курс А. Сердюка.

       В 1956 году Фатеева дебютировала на экране, исполнив роль Тани Олениной в фильме «Есть такой парень» (реж. В. Ивченко), после чего ее заметил С.А. Герасимов и пригласил в свою мастерскую во ВГИК сразу на четвертый курс. Во время учебы Фатеева снималась в фильмах «Капитан «Старой черепахи» (Катя, 1956, реж. В. Воронин, Г. Габай), «Случай на шахте восемь» (Алла Краева, 1957, реж. В. Басов), «Дело "пёстрых"» (Лена, 1958, реж. Н. Досталь).

       Широкая популярность пришла к молодой актрисе после исполнения роли Лизы Горловой в фильме Ивана Пырьева «Наш общий друг» (1961). Ее героиня — телятница, первая красавица в колхозе — оказывается свободолюбивой, но стойкой девушкой: полюбив женатого парторга, она по решению правления колхоза отказывается от своего чувства и покидает родные места. С тех пор конфликт между чувством и долгом станет одним из постоянных мотивов в экранных сюжетах Фатеевой. И хотя лента не стала выдающимся событием в мире искусства, она принесла актрисе популярность. В ее героине органично сочетались практичность и чувствительность, ловкость, задор и мягкость, что не могло не привлечь на ее сторону зрителя.

       Однако, несмотря на успех у широкой аудитории, эта роль сыграла злую шутку с молодой актрисой, как казалось идеально подошедшей на роль светлой пырьевской героини. Жанр колхозной комедии отошел в прошлое, на дворе уже стояла «оттепельная» пора, кинематограф искал необычные лица, новые конфликты, изменились эстетические каноны и приоритеты в отношении героинь экрана. И хотя героиням Фатеевой были свойственны дерзость и своенравность, в основном актрисе предлагались ординарные, прямолинейные характеры.

       Ее молодые оптимистки были лукавы, тверды, решительны и вместе с тем женственны. Зоя из нестареющей молодежной комедии «Три плюс два» (1963, реж. Г. Оганесян) — принципиальная, авторитарная, дрессировщица не только в профессии, но и в жизни — между тем способна на искренние чувства. Интересно, что, будучи еще совсем юными, героини Фатеевой часто занимали руководящие посты. А любовно-производственный конфликт требовал психологически достоверного или необычного, драматургического или актерского решения. Новые возможности появились у Фатеевой в работе над фильмом «Битва в пути» (1961, реж. В. Басов). Ее Тина Карамыш (приз на фестивале трудящихся в Чехословакии, (1962) — ответственна, строга, холодна и способна на неординарный, смелый поступок. Она отказывается от человека, к которому испытывает глубокое сложное чувство, и это решение дается ей нелегко. Зрителя восхитило мужество красивой и цельной героини, коллеги обратили внимание на драматические возможности актрисы. Многие актеры, которых кинематограф заключил в рамки жесткого амплуа, могут реализовать себя на драматической сцене. В Театре имени Ермоловой Фатеева играла чуть больше двух лет (с 1959 по 1961), успела исполнить роли Дарьи в спектакле «Два упрямца» и Пат Хольман в «Трех товарищах», но после «Битвы в пути» сделала решительный выбор в пользу кино и перешла в штат Театра-студии киноактера.

       Еще одной киноудачей 1960-х, когда актрисе удалось найти материал для психологической разработки женского образа, стала небольшая роль Люси в картине Ф. Довлатяна «Здравствуй, это я!» (1965). Работу над фильмом актриса вспоминает как один из лучших периодов в своей творческой жизни, отмечая атмосферу, царившую в съемочной группе, доверие режиссера, возможность обратиться к эмоциональной памяти, углубить, укрупнить образ путем проработки деталей, поиска мелких, но поразительно точных штрихов. Ее героиня — женщина, которую невозможно забыть, а для этого порой может быть достаточно удачного портрета, талантливой операторской работы. Но Фатеева поставила перед собой задачу — сыграть сдержанно, точно и достоверно.

       К 1970-м годам Наталья Фатеева отчасти преодолевает стереотип восприятия себя только как красивой актрисы. Она сосредоточилась прежде всего на внутреннем соответствии своим героиням. Внешность актрисы не мешала ей совершенствовать свое мастерство, работать над поиском тонких граней характера с виду успешных женщин, — словом, красота не должна была стать основным достоинством ни актрисы, ни ее героинь.

       Но главных ролей во второй половине 1970-х в кинобиографии Фатеевой не прибавилось. Приглашения сниматься поступали постоянно, но актрису не всегда устраивал драматургический материал. Она стремилась избегать фальши и пошлости, в которой часто обвиняли жанры, и тем не менее она снялась в нескольких проходных фильмах. Однако именно стереотипные роли оказались хорошей закалкой для киноактрисы, постепенно становившейся мастером, тщательно отбирающим средства выражения даже для схематичного в сценарной версии характера.

       От оптимистически настроенных девушек Наталья Фатеева перешла к ролям, требующим понимания тонкости женской души. Такие чувства, как ревность, самолюбие, отчаяние, Фатеева раскрыла на редкость убедительно, отдавая предпочтение сдержанному внешнему рисунку роли, но будучи внимательной к каждой, даже самой маленькой, детали, успевая даже в нескольких эпизодах раскрывать разнообразные причины дисгармонии ранимой, ждущей счастья и взаимности души, Чаще всего героини Фатеевой сдержанны и не склонны к истерике. Таковы прежде всего модистка Ирина Соболевская в остросюжетном сериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979) и Алла в телефильме Константина Худякова «С вечера до полудня» (1981) по пьесе Виктора Розова, Обе героини, испытав разочарование, сделав непростой выбор, приходят к осознанию огромного разрыва между реальностью и мечтой о счастье, между истиной и представлением о ней.

       Соболевская — женщина эффектная, рассказывая о своих отношениях с бандитом Фоксом, признаваясь в крушении романтических надежд, одновременно снимает с лица косметическую маску и маску сильной, уверенной в себе женщины. Ее показания мало что дают следствию, но предлагают яркие штрихи к психологическому портрету преступника, дают понять о его виртуозных способностях входить в доверие к людям, об особом обаянии, изощренном уме, лицедейской талантливости. В небольшом эпизоде второй встречи с сотрудником МУРа актриса сумела поведать о непростой судьбе жен- | шины, одинокой и бескомпромиссной, которая хотя и находит в себе силы признаться в своей слабости, но не может свидетельствовать против того, кого еще недавно страстно любила. Зарисовкой характера Соболевской можно назвать певичку в предыдущей работе Фатеевой у Говорухина — «День ангела» (1968), Симона Валери, она же Симония Пузырева, еще молода, но уже ни во что не верит, она играет без надрыва и в жизни и на сцене, не верит в чудо, потому что жизнь научила ее адекватно оценивать реальность. Ее выводы неутешительны, но при этом она беспощадна прежде всего к себе. Такие женщины, как правило, обречены на одиночество. Поэтому актриса и режиссер показывают драму несбывшихся надежд. За беспечностью скрывается ранимость, за видимым успехом и несомненной красотой — трагедия личной жизни. Независимость современной женщины оказывается тягостной. Героиня Фатеевой — строга и как будто неромантична, но не следует видеть в ней только расчетливого прагматика. Просто она в равной степени одарена красотой и поразительным самообладанием. Об Алле («С вечера до полу-дня»)-женщине самостоятельной, максималистке по натуре — зритель сначала слышит нелестные отзывы от ее бывшего мужа Кима. И верит ему: действительно, что хорошего можно сказать о женщине, покинувшей своего сына и мужа ради более комфортной жизни. Но уже через несколько мгновений после появления героини Фатеевой в кадре становится ясно, что ее принципиальность легко (и легче) принять за сухость, умение владеть собой - за жестокосердие, целеустремленность — за беспощадность. В общей сложности ей отдано лишь двадцать минут экранного времени, в течение которого Алла не пытается опровергнуть слова бывшего мужа, но предстает сильной женщиной, не желающей жить в мире слабых мужчин. Она вызывает противоречивые чувства: любовь и ненависть, но главную опасность для Кима она представляет не как женщина, а как мать его сына, способная настоять на своем мнении и приобрести больший, нежели отец, авторитет.

       Матери в исполнении Фатеевой чаще всего отличаются властностью. Например, Анна Васильевна в ленте «Проездом» (реж. А. Шахмалиева, из цикла «По Вашему письму», 1982), закаленная пережитой в молодости разлукой, ждет такого же испытания для своего сына и его невесты, требует от молодежи повторения знакомого жизненного сценария. Но неожиданная встреча с прежде любимым человеком заставляет ее по-новому оценить реальность, отнестись мудро к решению уже взрослого сына. Способные полностью посвятить себя заботам о детях, героини Фатеевой при этом никогда не напоминают наседок. Пример житейской терпимости — Лариса Павловна из семейной драмы «Никто не хотел уезжать» (1994, реж. М. Крымова). Она остается невозмутимой, когда в доме кипят нешуточные страсти, когда ссорятся ее дети, когда дочь, покинутая мужем, мечется в ожидании телефонного звонка, попутно обвиняя в своих несчастьях близких. Но в ее простых комментариях, обращенных к невидимому телефонному собеседнику, в ее интонациях и даже в случайно пойманном лучистом взгляде заключена мудрость много пережившей и сохранившей свежий взгляд на мир женщины.

       Актриса дала понять зрителю, что Лариса Павловна не бесчувственна, она — человек сложной биографии, одинокая женщина, просто не привыкшая афишировать свои эмоции и презирающая дешевый трагизм. Уметь разглядеть в знакомом нечто значительное, в привычном образе открыть новые черты, — к этому призывает и героиня «Обычного месяца» (1976, реж. И. Хамраев) Татьяна Алехина, которую в семье и на службе привыкли видеть подтянутой, строгой, вечно занятой. Но к ней приходит нежданная любовь. Незаметно для других зреет в немолодой женщине тщательно маскируемое чувство. Фатеева удивительно правдиво передает ее смятение, боль, нерешительность, чувство вины перед сыном и мужем.

       Советский экран прочно закрепил за актрисой амплуа современницы, не предложив сыграть ни одной классической роли. Однако, может быть, благодаря этому Наталье Николаевне удалось создать запоминающиеся, неоднозначные образы современниц, краски для которых она могла заимствовать как из собственного жизненного опыта, так и из великих литературных произведений.

       В постперестроечном кинематографе Фатеева оказалась органичной в ролях женщин прошлого либо тесно связанных с предыдущей эпохой: Элеонора Игоревна, врач, мать Виктора в фильме «Между воскресеньем и субботой» (1991, реж. А. Салбиев), актриса в «Анне Карамазофф» (1991, реж. Р. Хамдамов), Дарья Меншикова в историческом телесериале «Тайны дворцовых переворотов» (2000—2001, реж. С. Дружинина), мать Бригитты в «Рыцарском романе» (2000, реж. А. Иншаков). Неожиданным, хотя и эпизодичным стало появление актрисы в комедиях «Человек с бульвара Капуцинов» (1987, реж. А. Сурикова, роль жены вождя), «Шкура» (1990, реж. В. Мартынов, роль Клавы).

       С середины 1990-х Наталья Фатеева участвует в антрепризных постановках, среди них — «Сюрпризы семейного уик-энда», «Любовь к английской мяте». В периоды затишья в кино она занималась концертной деятельностью, много и успешно работала на дубляже зарубежных картин — их в ее творческой биографии более двухсот. Ее голосом говорили разные звезды мирового кино — от итальянки Софи Лорен до болгарки Невены Кокановой.

       В марте 2000 года актриса была награждена орденом Почета.

       В 1984 году Наталья Николаевна Фатеева удостоена почетного звания народной артистки РСФСР.

Другие роли:
              1960— миссис Сетлиф («Убить человека»);
              1964— эпизодическая роль («Жаворонок»), Тамара («Палата»), Лена («Эстрадная фантазия», тв), советская разведчица («Я — "Береза"», тв);
              1965 — Марина («Дети Дон-Кихота»);
              1967— Варя Федорова («Исход»);
              1970 — Нина («Песни моря»), парикмахер («Эксперимент», тв), учительница («Тигры на льду», тв);
              1971 — Людмила Мальцева («Джентльмены удачи»);
              1972 — Люба («Табачный капитан», тв), Павлина Казанец («Летние сны»);
              1973 — мама («Москва— Кассиопея»);
              1974— мама («Отроки во Вселенной»), Нина Павловна («Ответная мера»);
              1975 — Аллочка («Обретешь в бою», тв), мама («Тайна горного подземелья»);
              1976— Валентина («Судьба барабанщика», тв), Калерия Георгиевна («Розыгрыш»);
              1977 — Ксения Николаевна («Сумка инкассатора»); Ани Робинсон («Встреча на далеком меридиане», тв);
              1978 — Бетси («Право первой подписи»); Рыжова («Все решает мгновение»), Марина Строгова («Соль земли», тв);
              1979 — Марина («Железные игры», тв), киноактриса («Антарктическая повесть», тв);
              1980 — Резникова («Расследование»);
              1981 — Ирина («Под одним небом»), Люся («Личная жизнь директора», тв), Любовь Деренталь («Синдикат-2», тв);
              1983 — мать Лели («По законам военного времени»), учительница («Из жизни начальника уголовного розыска»), Старостина («Люди и дельфины», тв), Кше-синская («Анна Павлова»);
              1984— Лариса («Прежде чем расстаться»), роль («Хроника одного лета», тв);
              1985 — роль («Сон в руку, или Чемодан»);
              1987 — Красивая женщина («Время летать»);
              1988- Нора («Корабль»);
              1989- эпизод («Закон»);
              1990 — «звезда» («Испанская актриса для русского министра»);
              1991 — мать Даши («Жена для метрдотеля»), роль («Настоящий мужчина», тв, км); 1992— Элен Штеммер («Тайна»);
              1993 — Наталья («Осенние соблазны»);
              1995 — роль («Дорога на край жизни»), роль («Крестоносец»);
              1996— участие в фильме («Бродвей моей юности», док.), роль («Страницы театральной пародии», тв);
              2003 —Джейн («Кавалеры "Морской Звезды"», тв).

© Нина Спутницкая

 
 
 

© Copyright 2009 : Спутницкая Нина Юрьевна
Используются технологии uCoz