Спутницкая Нина Юрьевна

Научные публикации Нины Спутницкой

АННА САМОХИНА

АКТЕРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. КИНО РОССИИ

АННА САМОХИНА


       Самохина Анна Владленовна родилась 14 января 1963 года в городе Гурьевске (Кемеровская область). Вскоре после ее рождения семья переехала в Череповец. Аня Подгорная (девичья фамилия актрисы) росла в рабочей семье: родители работали на одном заводе. Отец — в литейном цехе, мама — в конструкторском бюро. Детство актрисы прошло в весьма скромных декорациях сначала семейного общежития, затем советской коммуналки. С тех времен у нее не сохранилось даже фотографий, но остались яркие воспоминания, которые оказались полезными в создании образов героинь, познавших бедность и потому неистово стремящихся к роскоши и обретению положения в обществе.

       В семь лет Ане купили фортепиано, и она занималась музыкой сначала дома, потом в музыкальной школе. Любимая ролевая игра девочки была наряжаться в принцессу. Костюмы из занавесок и тюля, домашняя утварь в качестве реквизита — давали право мечтать. Воплощение не столько своих, сколько чужих фантазий с помощью переодевания свойственно как актерской профессии вообще, так и самым запоминающимся кино-героиням Анны Самохиной — дикаркам, наделенным талантом лицедейства, темноволосым бестиям, влетевшим на отечественный экран в момент начала отсчета эпохи постсоветского кинематографа. Правда, учась в школе, о карьере актрисы она не мечтала: прилежно училась, была комсоргом, ее портрет висел на школьной Доске почета.

       Но уже в пятнадцать лет Анна училась в Ярославском театральном училище (мастерская С. Тихонова), там же встретила любовь: вышла замуж за однокурсника Александра Самохина. Окончив училище в 1982 году, по распределению попала в ТЮЗ Ростова-на-Дону. Но в театре карьера не удалась: Самохина ушла в декрет, родила дочку и на время лишилась возможности играть на сцене. Но случай не заставил себя долго ждать, на выручку прекрасной Золушке пришло кино.

       В 1987 году Самохина успешно проходит пробы на Одесской киностудии и получает главную женскую роль — Мерседес — в фильме Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Узник замка Иф» (1988) по роману А. Дюма «Граф Монте-Кристо». Кинодебют оказался для актрисы удачным, и следом за ним в 1988 году она снимается в костюмной ленте Яна Фрида «Дон Сезар де Базан» (по мотивам одноименной пьесы Ф. Дюмануара и А. Деннери) в роли цыганки Маританы. Обе работы у известных режиссеров, в компании «звезд» отечественного кино не могли быть не замечены. Готовность к риску, свойственная ее первым героиням, их пластика, азарт оказались востребованными в новом кинематографе. Органичное сочетание в ее облике, манере держаться, сексапильности и инфантилизма стало основой для реализации на экране крайне популярной на постсоветском экране темы женского авантюризма.

       В «Узнике замка Иф» Самохина предстала и романтичной девушкой, и скучающей дамой, потерявшей надежду на женское счастье, матерью, страдающей при мысли о выборе между сыном и любимым человеком.

       Маритана из «Дона Сезара де Базана» одинаково ценит и деньги, и редкие обращенные к ней добрые слова. Королева Испании подобно фее-крестной берет под покровительство девушку, которая становится жертвой дворцовых интриг. Но, обретя положение и достаток, Маритана обязательно должна найти и взаимную любовь — спасительное средство от тоски и обыденности.

       В 1988 году режиссер Юрий Кара пригласил начинающую, но яркую молодую актрису, способную с одинаковым успехом и эпатировать публику, и вызывать сопереживание, на главную роль в достаточно необычной для своего времени картине «Воры в законе» по рассказам Фазиля Искандера. Этот фильм, по существу, открыл в отечественном кино тему специфической «романтики» бандитского мира, стал первой ласточкой российской кинотелевизионной эпопеи 1990-х о «благородных» ворах. А роковая роль в сложной игре принадлежала молодой женщине, которая являлась одновременно и частью криминального мира, и важным действующим лицом: ей главным образом посвящена вторая часть картины. Фильм начинается эпизодом из юности девушки Риты —ее молодой человек жестоко убивает случайного свидетеля их любовной сцены. С этих пор героиня Самохиной уверилась, что позор смывается чужой кровью, и сила мужчины отныне ассоциируется у нее со способностью убить человека или же ее саму. По воле рока такой мужчина находится не в криминальной среде, но им окажется ее собственный отец.

       Через несколько лет, превратившись в яркую, уверенную в себе молодую женщину, чуждую всяких условностей, Маргарита обитает уже не в заброшенном селении, где царят строгие нравы, а в приморском городе, с успехом играя роль любовницы «крестного отца» местной мафии. Восхитительная, заразительно уверенная в себе, она привлекает внимание молодого геолога. Зарождается любовь, и она решаем выйти замуж. Наконец, благословленная отцом, нарядная, без фаты, но с красной розой в волосах, пи звуки «Кармен» Ж. Визе, Маргарита пробует начать новую жизнь. Но инициацией этой женщины становится не свадьба, не брак, быстро превратившийся в рутину, скучное сосуществование, а рискованное предприятие по добыванию денег для неожиданно попавшего в беду бывшего любовника. Откровенное ярко-красное платье, вызывающи! макияж оказываются для Маргариты привлекательнее свадебного наряда, любовь как смертельна! опасность — предпочтительнее. Дитя природы, стихийная и независимая, молодая, но уже много повидавшая, рисковая, непосредственная женщина с неангельским характером, играющая с жизнью, оказывается способной на многое, в том числе и на любовь, но любовь непростую, а потому быстро перерастающую в губящую страсть.

       Фильм Кары был неоднозначно принят критикой, однако несомненной удачей признан актерский состав, в котором были открыты многие лица кинематографа 1990-х, среди которых оказалась и Анна Самохина. Через год после выхода на экраны «Воров в законе» режиссер Виталий Мельников приглашает актрису на роль княжны Елизаветы Таракановой в исторической драме «Царская охота», где она выступила в трио с Н. Еременко (граф Орлов) и С. Крючковой (Екатерина II), а главной темой снова стало роковое влечение к признанию и инициирующая роль страстной любви в этом процессе. Опять костюмная лента, где актриса предстает самозванкой, удивительно элегантной в придворных костюмах, и в то же время дикаркой. На нее губительно действуют чары любви, именно поэтому ее прощает зритель, оказывающийся на стороне отвергнутой красоты, а не торжествующего величия (Екатерина) и придворного цинизма (Орлов). Это уже не та авантюристка, какой описывают Тараканову исторические источники, а прежде всего жертва коварного плана сильных мира сего, неискусный игрок. Тараканова погибает мучительной смертью. Самохина сыграла свою роль остро и искренне, привлекла на свою сторону зрителя, сочувствующего юной прелестнице, исторической неудачливой Золушке. Лженаследница престола не положительна, но понятна, как понятен бывает порыв юности. После «Царской охоты» к Анне Самохиной пришли популярность и признание, за два года из неизвестной провинциальной актрисы она стала «звездой» экрана. Уже в 1988 году журнал «Советский фильм» уделил внимание молодой актрисе, а в декабре 1990 года в этом же издании появился портрет Самохиной на развороте журнала. Вначале 1990-х Самохина принимала участие как минимум в трех кинопроектах одновременно, среди жанров первенство одерживали криминальные истории («Взбесивший-ся автобус», «Рэкет»», «Сделай мне больно») и боевики («Гангстеры в океане», «Русский транзит», «Поезд до Бруклина») — новые для того вре-мени явления в отечественном кино. Тип роковой красотки был востребо-ван в легковесных, чаще всего примитивных и фривольных комедиях и мелодрамах. Однако кинематограф эпохи перестройки не подарил ей возможности необычного актерского самовыражения, не предложил ярких ролей, в которых мог бы повторить-ся успех дебютных лент. Получив известность, Анна Самохина переехала в Петербург и в 1989 году вошла в труппу Театра им. Ленинского комсомола. Актриса оказалась органичной в совре-менном репертуаре и в постановках классических пьес. В ее кинематографическое амплуа вписались Марианна из «Тартюфа» (1992, Я. Фрида по Ж.-Б. Мольеру), Луиза Зюдерзе и Любецкая из телепроекта «Русский водевиль» (2001—2002, «Бледнолицый лжец» и «Вицмунди-рь») В. Москаленко.

       Но чаще всего зритель встречает героинь Самохиной при загадочных обстоятельствах, в преддверии опасных событий: как Веру из «Поезда до Бруклина» (1995, реж. В. Федосеев), брошенную мужем и тут же оказавшуюся в еще более щекотливом положении свидетельницы преступления, или учительницу Тамару — заложницу банды террористов в экранизации реальных событий — «Взбесившийся автобус» (1991, реж. Г. Натансон). Она может представать несчастной жертвой, как пережившая унизительный роман и оказавшаяся перед судом присяжных Ольга Палем в «Бульварном романе» (1995, реж. В.Панин), и главной фигурой мира шулеров — Зинаида Волошина в «Китайском сервизе» (1999, реж. В. Москаленко). Самохина проявляет смелость, не только снимаясь в откровенных сценах, но и пародируя своих же героинь, например — в роли робкой официантки провинциального городка, которая не может совладать с приступами сексуальной одержимости в «Страстях по Анжелике» (1993, реж. А. Полынников).

       Актуальным образ роковой брюнетки стал и для телевидения. Потомственную колдунью Аду Захаржевскую сыграла Самохина в «Черном вороне» (2001, реж. Б. Горлов, И. Москвитин), в четвертой и шестой частях сериала «Бандитский Петербург» (2003, реж. А. Бенкендорф и В. Фурманов) в роли Катерины заменила другую популярную актрису — О. Дроздову. Не боится играть с законом ее Лариса Курбатова — эффектная дама, которая умело руководит мужчинами, с одинаковой легкостью любит и лишает их жизни в «Улице разбитых фонарей-2» (серия «Дама с собакой», реж. В. Бутурлин). Но чаще всего образ русской Кармен — женщины, разрушающей судьбы людей, дарящей героям своих романов самые прекрасные и губительные чувства, — служит только приманкой для зрителя. Второсортная экранная продукция не позволила Самохиной по-новому проявить себя, зато закрепила ее популярность.

       Сегодня статус кинозвезды позволяет ей, изредка появляясь на экране, пробовать себя в других сферах деятельности. Она снялась в клипе «Родная жена» эстрадного певца Семена Канады, записала сольный музыкальный альбом (выпущен в 1995 году). Вместе со вторым мужем открыла вскоре получившие известность рестораны «Граф Суворовъ» и «Поручик Ржевский» в Санкт-Петербурге. Анна Владленовна Самохина является художественным руководителем студии «Диапазон» и в 1996 году на МКФ в Монако представила телефильм «Гроза над Русью» (1992, реж. А. Салтыков), поставленный по роману «Князь Серебряный» А. Толстого. Будучи лицом кинематографа конца 1980-х — начала 1990-х, она уверенно вписалась в новое время, демонстрируя пример удачного сочетания творческой карьеры и бизнеса.

Другие роли:
              1989 — эпизод («На железной дороге»);
              1990 — Ирина («Женский день»);
              1991 — Ия-Мими («Брюнетка за 30 копеек»), Рунак («Волчья стая»), Антуанетта («Дура»), Эрна («Исчадье ада»), роль («Семьянин»);
              1992 — Марина («Идеальная пара»);
              1993— Жюлия («Волчицы»);
              1994 — Екатерина Львовна («Колесо любви»), роль («Трень-брень»);
              1995 — роль («Детонатор»);
              1996 — роль («Театр Чехонте. Картинки из недавнего прошлого» [«Старые знакомые»], тв, спект.);
              1998 — Кора («Седьмое кольцо колдуньи», тв);
              1999— эпизод («Новые приключения ментов». Часть VII. «Шла Саша по шоссе...»);
              2000 — медсестра («Дом надежды», тв);
              2002 — Ада («Черный ворон-2», тв);
              2003 — Мария («Три цвета любви», тв);
              2004 — Ирина Полянская («Повторение пройденного», тв), Ада («Черный ворон-3», тв), Зухра, женщина из гарема («Дружная семейка. Калым», тв).

© Нина Спутницкая

 
 
 

© Copyright 2009 : Спутницкая Нина Юрьевна
Используются технологии uCoz