Спутницкая Нина Юрьевна

Научные публикации Нины Спутницкой

ВАСИЛИЙ ЛАНОВОЙ

АКТЕРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. КИНО РОССИИ

ВАСИЛИЙ ЛАНОВОЙ


       Лановой Василий Семенович родился 16 января 1934 года в семье бывших крестьян, которые в 1931-м в связи с неурожаем переехали из украинской деревни Стрымба в Москву. На свою родину родители посылали сына на лето, на Украине будущий актер встретил войну, лицом к лицу столкнулся с жестокостью фашистских захватчиков, что навсегда осталось в его памяти. «Осколком» встречи стал недуг — заикание, — от которого Лановой избавился в отрочестве, занимаясь в самодеятельности. Там же, в оккупации, он впервые прочел книгу Н. Островского «Как закалялась сталь» и загорелся образом Павки Корчагина, даже не помышляя о том, что сможет воплотить его на киноэкране.

       В тринадцать лет Василий Лановой пришел в театральную студию при Дворце культуры завода имени Лихачева, где азы актерской профессии преподавали замечательные педагоги: сценическое движение вели артисты Большого театра, режиссурой занимался Игорь Таланкин (тогда студент театрального училища), сценическую речь преподавала Лидия Сатель. Руководил кружком Сергей Штейн, он же первым предрек удачную творческую судьбу еще не определившемуся с профессией Лановому.

       Первой значительной удачей на любительской сцене стала роль Валентина Листовского в спектакле «Аттестат зрелости» по пьесе Л. Ге-раскиной, который на Всесоюзном смотре самодеятельных театров в 1951 году был удостоен главной премии, а начинающий актер получил почетную грамоту конкурса. Но, несмотря на первый успех и на то, что молодой человек с легкостью выдержал экзамен в Щукинское училище, Лановой сомневался в своем актерском призвании и, окончив среднюю школу с золотой медалью, поступил на журфак МГУ. Но судьба спешила расставить точки над «и»: летом сразу после вступительных экзаменов Ланового приглашают на главную роль в картине Татьяны Лукашевич «Аттестат зрелости» (1954). И хотя дидактика сюжета, в котором самовлюбленный юноша должен побороть свой максимализм, дабы не отрываться от коллектива, уже тогда казалась наивной и совсем скоро в школьной теме появятся другие конфликты, кинодебют Ланового не прошел незамеченным. Высокомерный Листовский — еще не самобытная, оригинальная личность, а робкая пародия на нее: высокомерный взгляд и страх быть исключенным из комсомола. Время чудаков еще не пришло, а Лановой ни при каких обстоятельствах, никогда бы не подошел на роль героя-простака, так же как и человека «из толпы»: красивый, статный, сдержанный — таким он будет представать на экране всегда, поэтому даже негодяи в его исполнении вызывают у зрителя противоречивые чувства.

       По окончании съемок «Аттестата зрелости», не проучившись на жур-факе и семестра, Лановой забирает документы из университета и начинает учебу в Щукинском училище (курс Ц.Л. Мансуровой), где знакомится с вахтанговской техникой и становится ее преданным поклонником. На курсе он знакомится со своей первой женой — в скором будущем «звездой» кинематографа «оттепели» Татьяной Самойловой.

       В годы учебы Василий Семенович активно снимался. После кинодебюта Лановой имел все основания стать лицом поколения, артистическая судьба была предопределена внешностью, но амплуа героя-любовника не казалось ему привлекательным. В 1956 году он сыграл главную роль в фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Павел Корчагин» (за участие в фильме актер был награжден Дипломом кинофестиваля в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, 1957). В работе над ролью Лановой старался максимально следовать режиссерской идее: играть коммунистического Христа. В его Корчагине максимализм сочетался с жертвенностью. Еще долгое время в кино и на сцене актер будет стремиться найти в своих персонажах «Корчагинские» черты: бескорыстие, бескомпромиссность, цельность.

       Следующая «звездная» роль — капитан Грэй в экранизации повести А. Грина «Алые паруса» (1961, реж. А. Птушко) — окончательно закрепила за В. Лановым кинематографическое амплуа актера героико-ро-мантического склада. Показательно, что, прикасаясь к красивой истории, известный режиссер-сказочник отказался от спецэффектов и сосредоточился на чистоте и идеальности образов главных героев. Именно в актерском дуэте, пожалуй, и заключен секрет обаяния и притягательности этой экранизации. Так же как Ассоль (А. Вертинская), герой Ланового служит примером красоты и благородства. Грэй творит чудо своими руками, оказывается истинным рыцарем, способным понять и осуществить чужую заветную мечту. Романтизм героев Ланового спустя годы не кажется наивным.

       Герои Ланового не просто эталонны, прежде всего они — яркие примеры профессионализма и здорового фанатизма. Таков молодой врач Алексей Максимов в «Коллегах» (1962, реж. А. Сахаров). Однако Ланового, отлично вписавшегося в компанию О. Анофриева и В. Ливанова, передавшую дух «мушкетерской» дружбы, нельзя назвать типичным «шестидесятником». Его амплуа не ограничивалось конкретной эпохой, просто молодому актеру удавалось быть романтичным в любом образе. Олег Тулин в фильме «Иду на грозу» (1965, реж. С. Мика-элян) — тоже максималист. Спустя двадцать пять лет актер вновь сыграет в экранизации повести, но уже роль профессора Дана в фильме «Поражение» (1987, реж. Б. Мансуров). Так же убедителен В. Лановой был и в ролях томных красавцев-индивидуалистов, образцовым, даже завидным профессионализмом отличались его экранные злодеи, среди которых прежде всего необходимо отметить Карла Вольфа из «Семнадцати мгновений весны» (1971) Татьяны Лиозновой.

       Знаменательными стали для актера встречи на экране с прозой Льва Николаевича Толстого — роковой красавец Анатолий Курагин в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир» (1965—1967) и Алек сей Вронский в «Анне Карениной» (1967) Александра Зархи. Интерес но, что Лановой хотел сыграть Aн дрея Болконского, но эта мечта не сбылась, и тогда он сыграл Анатоля каким его видел режиссер, настоял на том, чтобы в картине остался эпизод, когда Курагин теряет ногу А от участия в «Анне Карениной» актер долго отказывался, так как в сценарии его роль была недостаточ но четко прописана и он не видел| возможности создать психологичес ки достоверный образ. И действи тельно, в центре ленты оказывалась история любви Анны (в исполнении Т. Самойловой, к тому времени его бывшей жены), а для Ланового Вронский стал в большей степени «костюмной» ролью.

       Как ни странно, уже известно му киноактеру в Театре Вахтангова, куда он попал после училища и где продолжает служить по сей день, по началу не нашлось ролей: более шес ти лет Лановой играл преимущест венно в массовках. Однако он был вознагражден и в 1964 году выступил в ролях Калафа («Принцесса Туран дот») и Дон Жуана («Дон Гуан»). С тех пор на драматической сцене им было сыграно много разнообразных ролей, от романтических до острохарактер ных: Термин («Ливень» Л. Войтехо ва, 1964), Маркиз Па-де-Труа («Зо лушка» Е. Шварца, 1966), Протасов («Дети солнца» М. Горького, 1968). Ковьель («Мещанин во дворянстве» Ж.Б. Мольера, 1969), Цезарь («Ан тоний и Клеопатра» У. Шекспира 1971), Мансур («Женщина за зеленой дверью» Р. Ибрагимбекова, 1973), Зильбербрандт («Господа Глембаи» М. Крлежи, 1975), капитан Роланд («Девушка-гусар» Ф. Кони, 1980), Троцкий («Брестский мир» М. Шат рова, 1987), Ланглуа («Убийство на улице Лурсин»Э. Лабиша, 1990),Бер нард Шоу («Милый лжец» Д. Килти, 1994), король Генрих II («Лев зимой» Д. Голдмена, 1997).

       В кино жанровый диапазон ра бот Ланового долгое время не рас ширялся. Видимо, поэтому самой любимой ролью сам актер называет эпизод в комедии «Полосатый реис» (1961, реж. В. Фетин), где произно сит только одну, но ставшую попу лярной для нескольких поколений зрителей фразу: «Красиво плывет вон та группа в полосатых купаль никах». К сожалению, кинемато граф долгое время не замечал ко медийного таланта Ланового. Лишь в 1998 году он сыграл свою вторую комедийную роль в кино — генерал в фильме Ивана Дыховичного «Незнакомое оружие, или Кресто-носец-2».

        И хотя кинозритель знает его прежде всего как романтического героя, актер никогда не жалел о (игранных на экране ролях, но и старался не возвращаться к однаж-ды найденным приемам.

       Несомненной творческой победой Ланового стал Иван Варавва — ро-мантический герой в киноповести о мире и войнах «Офицеры» (1971, реж. Л. Роговой). И хоть фильм рас-сказывает прежде всего о сложной судьбе офицера Алексея Трофи-мова (Георгий Юматов) и его жены Любы (Алина Покровская), оба офицера стали примером мужества и верности офицерской чести. Но именно Варавва — верный друг семьи - заряжает повествование верой в счастливую жизнь, идеей чистого чувства. Произнесенная Иваном с выразительной простотой, без излишнего пафоса фраза: «Есть такая профессия — Родину защищать» — стала лейтмотивом фильма. Герой двух мировых войн, Варавва является одной из вершин отнюдь не банального любовного треугольника. Посвятив всю жизнь служению Родине, военной карьере, он сохранил способность к искренней любви и дружбе, редкую в побью времена. Если в сюжетной линии Юматова (кстати, некогда бывшего основным претендентом на роль Павки Корчагина в фильме А. Алова и В. Наумова) преобладает жизнь реальная, ее боль, потери, большие и маленькие радости, то ответственность за романтическое наполнение картины лежит на Ла-новом. И удачей актера стало то, по созданный им образ при всей своей идеальности оказался настолько достоверным, что картина пользуется успехом у зрителя не одно десятилетие. А по итогам опроса журнала «Советский экран» за роль в фильме «Офицеры» Лановой был назван лучшим актером 1971 года. С середины 1970-х годов, после исполнения роли фашистского ге-нерала Вольфа («Семнадцать мгно-вений весны»), кинематограф все наше начинает замечать за Лановым способности к воплощению чело-веческого коварства. Актер удачно играл роли трезвомыслящих и даже расчетливых людей, которые могут оказываться по обе стороны преступления, в остросюжетных фильмах: майор Костенко в «Петровке, 38» (1979, реж. Б. Григорьев) и в «Огарева, 6» (1980, реж. Б. Григорьев), бывший дезертир Албунин, сотрудничающий с опергруппой МУРа в «Приступить к ликвидации» (1983, премия МВД СССР за 1884), Кассарин в «Черном квадрате» (1992, реж. Ю. Мороз), Крутов в «Падении» (1993, реж. Л. Пискунов). Бывшим сотрудником КГБ выступил Лановой в первом отечественном телесериале «Мелочи жизни» (1991—1995, реж. А. Покровский, Г. Павлов, В. Бровкин), вновь доказав, что внешняя холодность может быть маской человека, способного на любовь и преданность, на неожиданное романтическое проявление своих чувств. Однако к современной сериальной продукции актер относится настороженно.

       Лановой был трижды женат, его вторая жена, актриса Тамара Зяблова, рано ушла из жизни, а двоих своих сыновей вместе с третьей супругой, тоже актрисой — Ириной Купченко, актер назвал в честь любимых поэтов — Пушкина и Есенина.

       С 1998 года он преподает в Театральном училище имени Б.В. Щукина, является заведующим кафедрой художественного слова. Василий Семенович — верный поклонник и популяризатор классической литературы, психологического направления в искусстве, верит в живительную силу художественного слова, свидетельством чему являются не только театральные и кинематографические работы, но и телевизионные проекты, радиопостановки с его участием. За работу над озвучиванием документального фильма «Великая Отечественная» в 1980 году Василий Лановой был награжден Ленинской премией. И после распада филармоний возможность предстать блистательным чтецом Лановому предоставил киноэкран: он читает авторский текст в художественно-публицистической картине режиссера Георгия Натансона «Я вернусь!..» (2001), посвященной малоизвестным фактам из жизни Михаила Булгакова, его голосом говорит император Византии в анимационном фильме «Князь Владимир» (2005).

       Российский кинематограф видит Ланового в ролях людей прошлого, прежде всего аристократов. Педантичным, сухопарым, однако не лишенным обаяния и способности к самоиронии предстал он в роли помещика-традиционалиста Берестова в экранизации повести А.С. Пушкина (И. Белкина) «Барышня-крестьянка» (1995, реж. А. Сахаров). А в ленте Игоря и Дмитрия Таланкиных «Незримый путешественник» (2004) — таинственной истории о последних трех днях жизни Александра I в Таганроге — Лановой вернулся к теме романтических исканий. Незримый путешественник души — библейское выражение относится к человеку, который ищет бога в жизни. По легенде, за которой следуют авторы фильма, ради такого поиска император отказался от власти. Как и прежние герои, созданные Лановым на экране, его Александр заслуживает звания удивительного человека.

       «Какие бы люди ни тянулись к власти, человек будет останавл и ваться и смотреть на топающего ребенка. Будет удивляться чуду. Природе. Пока он удивляется, романтизм будет нужен», — считает актер. И эта фраза, достойная Артура Грэя, отлично вписывается в кинематографическое амплуа Василия Семеновича и подтверждает, что романтизм его новых киноперсонажей по-прежнему наследует гриновскому, а особое мироощущение — возвышенное, идеалистическое — свойственно и самому актеру.

       В 1994 году Василий Семенович Лановой был награжден орденом Дружбы народов. В 2001 году — орденом Почета.

       В 1985 году Василию Семеновичу Лановому было присвоено почетное звание народного артиста СССР.

       В 2004 году издательством «Экс-мо-пресс» была выпущена в свет книга воспоминаний актера «Летят за днями дни».

Другие роли:
              1956— поручик Оржельский («300 лет тому...»);
              1960— Федор Хмара («Сильнее урагана»);
              1966— Сергей в новелле «Песня на рассвете» («Товарищ песня»);
              1967— Чен («Пароль не нужен»);
              1968 — Ф. Э.Дзержинский («Шестое июля»);
              1970— Михаил Яровой («Любовь Яровая»);
              1971 — Калаф («Принцесса Турандот», тв, спект.);
              1972— разведчик Волгин («Пятьдесят на пятьдесят»);
              1973 — Виктор («Иркутская история», тв), роль («Миллионерша», тв, спект.);
              1974 — Александр Соколов («Здравствуйте, доктор!», тв), Чемерин («Юнга Северного флота»), Командор («Анна и Командор»);
              1976 — Шервинский («Дни Турбиных», тв);
              1977 — генерал Гречко («Солдаты свободы», фильмы 3 и 4), Гончаров («Встреча на далеком меридиане», тв), Андриянов («Странная женщина»);
              1982 — Ф. Э. Дзержинский («Бой на перекрестке», тв);
              1985 — Уваров («Картина», тв);
              1990 — Чагин («Бес в ребро»);
              1992— роль («Слеза князя тьмы»), Ползунов («Непредвиденные визиты», тв);
              1999—2003 — роль («Одна любовь души моей»);
              2000 — император Алексей («Рыцарский роман»), персонаж («Сергей Бондарчук», док.);
              2001 — Сергей Сомов («Ночь на кордоне»);
              2003—2006 — читает текст («Тайны забытых побед», тв, док.);
              2004 — Ф.Э. Дзержинский («Золотая голова на плахе»);
              2005— Ю.В.Андропов («Брежнев», тв);
              2006 — император («Сага древних булгар», фильм 2 «Лествица Владимира Красное Солнышко»), генерал Осоргин («Офицеры», тв).

© Нина Спутницкая

 
 
 

© Copyright 2009 : Спутницкая Нина Юрьевна
Используются технологии uCoz