Спутницкая Нина Юрьевна

Научные публикации Нины Спутницкой

ЛЕВ ДУРОВ

АКТЕРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. КИНО РОССИИ

ЛЕВ ДУРОВ


       Дуров Лев Константинович родился 23 декабря 1931 года в Москве, в районе Лефортово. Известный актер театра и кино происходит из знаменитой династии. Дворянская фамилия Дуровых известна с 1540 года. Среди предков актера — восемь стольников Петра Великого, кавалер-девица Надежда Дурова. Лев Дуров приходится внучатым племянником знаменитым циркачам Анатолию и Владимиру Дуровым, однако его родители не были связа-ны с цирком. Отец, Константин Вла-димирович, работал взрывником в Союзвзрывпроме, мать, Валентина Игнатьевна, — научным сотрудником в военно-историческом архиве. Сам Лев Константинович ныне — глава театральной семьи.

       Детство актера пришлось на войну, вместе с товарищами он тушил бомбы-зажигалки на крышах, выступал в военных госпиталях — ли, отбивал чечетку. А после войны начал заниматься в драматической студии при Дворце пионеров Бауманского района, где его педагогом был СВ. Серпинский. После полутения аттестата зрелости у Дурова не было сомнений, кем быть. Его одновременно приняли в Щукинское училище и в Школу-студию МХАТа, шорой он и отдал предпочтение. По окончании учебы, в 1954 году, Дурова пригласили в труппу Центрального детского театра, где он познакомился с А. Эфросом, благодаря которому раскрылся его широкий актерский диапазон, наряду (комедийными обнаружились драматические и трагедийные возможности.

       Но в кино судьба молодого актера сложилась не сразу. В 1954 году он появился на экране сразу в двух фильмах-комедиях А. Фролова: в «Добром утре» сыграл роль помощника экскаваторщика, а в «Госте с Кубани» — помощника комбайнера. Эти эпизоды не стали выдающимися событиями, не ознаменовали яркий приход в мир киноискусства, но имели большое значение в судьбе актера. Во-первых, они стали его дебютом в кино, во-вторых, определили творческое кредо: с самого начала Дуров не отказывался от невзрачных на первый взгляд ролей, но каждую работу проживал искренне, добивался точной нюансировки характера. Маленькое — не значит незаметное, скромное — не признак неглавного.

       Первые серьезные работы Дурова в кино — сотрудник КГБ в «Девяти днях одного года» (1961) М. Ромма, роли в фильмах А. Эфроса «Високосный год» (1961, роль Малютки) и «Двое в степи» (1962, Синяев). А широкую известность актер обрел после выхода в 1973 году многосерийной телевизионной ленты Т. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», где он сыграл роль провокатора Клауса — не просто злодея, а гнусного человека, который мстит другим за свою человеческую несостоятельность, играя судьбами, умело прикидывается, прежде всего перед собой, дабы забыть о собственной никчемности. Через два года Дуров снялся в другой экранизации остросюжетного романа Ю. Семенова «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (реж. Г. Кроманов) в роли алчного ювелира Николая Пожамчи. Кинематограф как будто ограничил его репертуар, формируя амплуа отрицательного персонажа, но только на первый взгляд...

       Неброская внешность, маленький рост, несильный, но всегда узнаваемый голос стали важными моментами индивидуализации его киногероев. Ни объем роли, ни ее состав не имели для актера решающего значения. Пройдя в кинематографе путь от исполнителя эпизодической роли до настоящего мастера эпизода, Дуров стремится сделать всех своих героев сложными и неоднозначными и часто, отыскав пружины характера, противопоставляет идеальному герою внешне обычного человека. Сухим, хмурым, неинтересным кажется начальник строительного участка Сидоров в мелодраме В. Мельникова «Ксения, любимая жена Федора» (1974). Но актер, внимательно наблюдая за своим героем, предлагает зрителю постепенно открыть в нем человека чуткого, деликатного, способного тонко и искренне чувствовать. В центре ленты оказывается не ожидаемый тривиальный производственный конфликт, а повесть о непростых человеческих взаимоотношениях.

       Придерживаясь жизненной философии скромного наблюдателя, герой второго плана, вечно актуальный «маленький человек» Дурова может быть как смешон, так и жалок, как добр, так и отвратителен. Но даже вскользь брошенная им фраза, любопытный комментарий остается в памяти зрителя, изменяет восприятие, делает персонажа более интересным, чем он был прописан в сценарии. Таковы мельник из «Бумбараша» (1971, реж. Н. Рашеев, А. Народницкий), трубач Гаврила в фильме «Егор Булычев и другие» (1971, реж. С. Соловьев), Сергей Михайлович в «Калине красной» (1973, реж. В. Шукшин), Чир в «Любови Яровой» (1977, реж. В. Турбин, А. Евдокимова), частный пристав в «Носе» (1977, реж. Р. Быков) и другие дуровские персонажи.

       В середине 1970-х актер переходит на возрастные роли — Рябиков в мелодраме «Странные взрослые» (1974, реж. А. Шахмалиев), Купец в сказке «Аленький цветочек» (1977, реж. И. Поволоцкая), дедушка в комедии «По семейным обстоятельствам» (1977, реж. А. Коренев) — эти герои обладают особой мудростью, каждое резкое действие воспринимается ими как вызов против склонной к разумному спокойствию человеческой природы. При этом эмоциональный взрыв является вполне естественной реакцией Ря-бикова на взрослых, обидевших его приемную дочь. Тихая самоотверженность органична для Савельича в «Капитанской дочке» (1978, реж. П. Резников), некой тайной оправдана готовность пожилого киллера Кораблева к убийству криминального авторитета в сериале «Бандитский Петербург. Крах Антибиотика» (2002, реж. В. Сергеев).

       «Маленький человек» если и идеализирует жизнь, то не себя в ней — для него важна вера в справедливость, сопряженная со страхом обнажить как негативные, так и положительные стороны своего «Я». И хотя внешне он предельно спокоен, внутри может бушевать огонь. Эту двойственность человеческой натуры блистательно раскрывает Дуров, играя откровенных злодеев, негодяев, пытающихся скрыть свои истинные намерения: Горгон в «Сказке странствий» (1982, реж. А. Митта), царь Поганин в «Иван-ко и царь Поганин» (1984), мафиози Марчелло Кирпичиано в «Годе хорошего ребенка» (1991, реж. Б. Ко-нунов), Можжевелов в «Повороте ключа» (1999, реж. И. Щеголев).

       Подлость и доброта, трусость и смелость, как плач и смех, одинаково органичны для его героев, у которых не всегда есть даже имена. В сложной драматургии жизни им может достаться только строка, редко — главная роль, чаще — эпизод, который может развернуться в насыщенный смыслом и чувством монолог (Фёдор Олешунин в «Красавце-мужчине», 1978, реж. М. Ми-каэлян; гробовщик в «Человеке с бульвара Капуцинов», 1987, реж. А. Сурикова; Бог в фильме «Святой и грешный», 1999, реж. И. Соловов и др.) или даже в музыкальный номер (де Тревиль в «Д'Артаньяне и трех мушкетерах», 1979, реж. Г. Юн-гвальд-Хилькевич).

       «Надо понять: герой экрана утратил былую свою однозначность, в его характере появилось множество граней, он вообще перестал умещаться в рамках привычного зрительского восприятия», — констатировал Лев Дуров в монологе о современном герое в 1984 году. И далее: «Это интуитивно чувствовал и с поразительной жизненной правдой выразил Василий Макарович Шукшин. С ним в литературу и кинематограф ворвался нетронутый прежде жизненный пласт — вспыхнула жизнь надорванная и цельная, характеры подлинные, истинно народные, несхожие, причудливые, уходящие корнями в глубинную суть народной жизни». В 1978 году, еще до роли официанта в «Калине красной», он встретился на экране с творчеством Шукшина, сыграв чудаковатого Князева — полуфольклорного персонажа, искателя истины — в короткометражном фильме «Штрихи к портрету» А. Панкратова-Черного. Интересно, что, сыграв в кино более 160 ролей, Дуров так и не нашел «своего» режиссера, однако его экранную судьбу нельзя назвать несчастливой. И главная заслуга в этом принадлежит самому актеру, уверенному в том, что не может быть маленьких ролей, и потому продолжающему дарить экрану своих простых, запоминающихся и часто неожиданных героев.

       В 1978 году Лев Константинович окончил Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе. Он не раз признавался, что всем, что он умеет, он обязан А. Эфросу, который хотя и был крайне скуп на похвалы, но в то же время способствовал приходу Дурова в режиссуру, еще в ТЮЗе приглашая его ассистировать на своих постановках. Любопытно, что, выпуская в 1975 году «Женитьбу» по Н. Гоголю, Эфрос прочил неудачу работе Дурова, но именно роль Жевакина считается одной из лучших театральных работ актера, за нее он получил звание «трагического клоуна» на фестивале в Эдинбурге, которое стало одним из самых дорогих для актера и наиболее точно отразило его актерскую тему в искусстве.

       Лев Константинович, хорошо зная артистическую жизнь, в том числе и ее оборотную сторону, создает в кино достоверные, убедительные образы представителей актерской профессии. Трогательны, реалистичны и так разнообразны в его исполнении циркач Сан Саныч в «Не бойся, я с тобой» (1981, реж. Ю. Гусман), Поченовский в «Господах артистах» (1992, реж. В. Панин), иллюзионист Тарасов в «Давайте без фокусов!..» (1993, реж. Г. Бабушкин). Под маской забавного, неказистого клоуна Мульти из ленты «34-й скорый» (1981, реж. А. Малю-ков) скрывается настоящий герой, способный броситься на спасение людей, рискуя собственной жизнью. Мир незаметных в жизни людей оказывается хрупок, а их душа содержит много тайн и загадок, на которые нельзя дать однозначные ответы. Нет жизни вне сцены для Павлика Платонова, героя драмы «Успех» (1984, реж. К. Худяков). Он бесконечно влюблен в театр, в свою профессию, но оказывается абсолютно беззащитным перед реальной жизнью. Настоящей трагедией становится для него потеря роли Тригорина в «Чайке» по Чехову, и, не сумев пережить это, Платонов умирает.

       Кроме ТЮЗа Дуров работал в «Ленкоме» (1963—1967), участвовал в спектаклях «Школы современной пьесы» у И. Райхельгауза, с 1967 года по настоящее время работает в Московском драматическом театре на Малой Бронной. Приверженец традиционной театральной культуры он остается в стенах родного театра На Малой Бронной им поставлены спектакли «Обвинительное заклю чение» Н. Думбадзе, «Занавески М. Варфоломеева, «Жестокие иг| ры» А. Арбузова, «А все-таки она вертится» А. Хмелика, «Золушка Е. Шварца, «Весельчаки» Н. Сай мона, «Ксантиппа и этот, как его... С. Алешина, «После бенефиса» по А.П. Чехову, «Жиды города Питера» А. и Б. Стругацких, «Лес» А.Н. Oс тровского, «Полонез Огинского Н. Коляды, «Дорога в Нью-Йорка Л. Малюгина, «Страсти по Тор чалову» Н. Воронова. В 1996 году как художественный руководитель выпустил курс студентов в Школе студии МХАТ. На страницах прес сы появляются его размышления о современнике, о русской культуре театре и кино. В 1999 году в изда тельстве «Алгоритм» вышла книга Дурова «Грешные записки».

       В июле 2000 года Лев Констан тинович стал двукратным лауреа том Московского международного кинофестиваля за участие в ки нофильме «Луной был полон сад» Дуров — лауреат премии «Пегас» за участие в кинофильме «Не послать ли нам... гонца?» (роль Якова), Он награжден орденом Дружбы народов (1996), избран действительным чле ном Академии естественных наук.

       В 1991 году Льву Константино вичу Дурову было присвоено по четное звание народного артиста СССР.

Другие роли:
              1954— эпизод {«Верные друзья»);
              1956— милиционер («Песнь табунщика»);
              1958 — комсорг («Дело "пестрых"»), Саша («Ваня»);
              1959 —Егор Залетаев («Тоже люди», км);
              1963—стар ший лейтенант милиции («Я шагаю по Мос кве»), курортник («Город— одна улица»
              1964 — сержант («Пядь земли»), Рыба(«Ко мне, Мухтар!»), болельщик («Хоккеисты»
              1966— Кутайсов («Время, вперед!»),) Ле ша Ивашев, молодой («Иду искать»), Бо нин в новелле «На полпути к луне» («Пу тешествие»), редактор («Черт с портфе лем»);
              1967 — роли в новеллах «Аферо», «Скорпион и вата» («Морские рассказы»)
              1968— антоновец («Первая девушка») начальник партии («Жажда над ручьем») сержант («Про Клаву Иванову») Кларк («Случай с Полыниным») немец («Спокойный день в конце войн» км), комиссар («Город первой любви Маркушва («Севастополь»), Кузьма Су харин («На пути к Ленину»), роль («Борис Годунов. Сцены из трагедии», тв, спект.);
              1971 - роль («Путина», тв), инкассатор («Старики-разбойники»), прохожий («Еха-ли в трамвае Ильф и Петров», тв), Рафинад («Вся королевская рать», тв);
              1972 — Си-гизмунд Скарбек («Земля, до востребования»), Филиппов, капитан ГАИ («Следствие ведут знатоки». Дело № 07. «Несчастный случай», тв), Горбачев («Человек на своем месте»), Вандеккер («Четвертый»), Ма-зоев («Заячий заповедник»), милиционер («Большая перемена», тв);
              1973 — Филатов («Москва — Кассиопея»), Петр Ни-колаевич Власенков («Открытая книга»), Константин Филин («Сибирский дед»), Ленька («Облака»), Филиппов («Следствие ведут знатоки». Дело № 08. «Побег», тв) роль («Всего несколько слов в честь господина де Мольера», тв, спект.), тапер («В номерах», тв, спект.);
              1974 — Николай Коротких («Последний день зимы»), Никита Богатое («Весенние перевертыши»), как («Георгий Седов»), Филатов («Отроки во вселенной»), Петро («Единственная дорога»);
              1974-1977— Тетькин («Хождение по мукам», тв);
              1975— Копылов («Потрясающий Берендеев»), роль («Доверие»), Георгий Дмитриевич («Шаг навстречу»),-Комаров («Но ясный огонь»), ангел («Ольга Сергеевна», тв), роль в новелле «Бессчастная Матрена» («Пошехонская старина»), Акинфий Поклонов («Крестьянский сын»), Лука Александрович («Каштанка», тв), Степан («Такая короткая долгая жизнь», тв);
              1976- царь («Туфли с золотыми пряжками», тв), Петров («Цветы для Оли»), Высотин («...И другие официальные лица»), Федя («Жить по-своему»), счастливчик Чарли («Вооружен и очень опасен»);
              1977-мореплаватель («Ветер надежды);
              1978-Шмуке («Кузен Понс», тв, спект.), Вермишев («Стратегия риска», тв), Шергов («Однокашники», тв), роль («Лошади», км);
              1979-Потапыч («Особо опасные...»), Кукоша («Личное счастье», тв), Машкин («Верой и правдой»);
              1980 — роль («Тайна Эдвина Друда», тв, спект.), белогвардейский капитан («Школа», тв); 1981 — Павел Пинегин («Прощание»);
              1982 — роль («Не ждали, не гадали», тв), роль («Этюд для до-мино с роялем», тв, км), отец Кирилла («Колыбельная для брата»);
              1983 — Чубуков, Козулин («Кое-что из губернской жизни», тв), Коломеев («Гори, гори ясно», тв), Ми-гуля («Мама Ануш», тв), староста («Шел четвертый год войны...»);
              1984 — Стефен-сен («Пеппи — Длинныйчулок», тв), Василий Иванов («Зачем человеку крылья»);
              1985-изобретатель («Как стать счастливым»);
              1986— Сыч («Детство Бэмби»), капитан Гуль («Капитан "Пилигрима"»), Пал Палыч Скороходов («Джек Восьмер-кин- "американец"», тв), Манякин («Год теленка»), монах («Повод», тв), Савва («Юность Бэмби»);
              1987— Пол Фостер («Претендент», тв), Петрович («Клад», тв);
              1988— профессор Корзухин («Эсперан-са»);
              1989— Петрович («Смиренное кладбище»), отец («Шакалы»), Фома Опискин («Село Степанчиково и его обитатели», тв), кум, майор Маркелов («Беспредел»);
              1990— роль («Все будет хорошо, как вы хотели...», тв, спект.), роль («Пугачев», тв, спект.), полковник («Это мы, Господи!..», тв), Кадыров («Динозавры-ХХ»), роль («Луковое поле», тв);
              1991 — Филипп («Яр»), плотник («Дорога в Парадиз»), Коленвал («Глухомань»), Володя и Володя-металлург («Ау, ограбление поезда»), боцман («Гангстеры в океане»), роль («Кроткая»);
              1992 — отец Саши («Любовь»), Денисов, генерал кавалерии («Гардемарины-Ill»), Артем («Детство Никиты», тв), дворецкий Шушпанов («Тайна виллы»), следователь Юрий Иванович («Алмазы шаха»), Моуди («Звезда шерифа»), Малахия («Убийство в Саншайн Менор»), роль («Семь сорок»);
              1993 — А.И. Микоян («Серые волки»), роль («Трагедия века»);
              1994 — роль («Наваждение»), роль («Человек из команды "Альфа"»), Левий Матвей («Мастер и Маргарита»);
              1995— адвокат Карабчевский («Бульварный роман»); роль («Мещерские»);
              1996— роль («Страницы театральной пародии», тв), роль («Пугачев», тв, спект.);
              1997— роль («Не валяй дурака...»), космонавт («Сирота казанская»), мэтр Бернуйе («Графиня де Монсо-ро», тв), полковник Марк Лукич («Танго над пропастью»), Кашкин («На заре туманной юности»);
              1998— роль («Дар божий», тв, км), Яков («Не послать ли нам... гонца?»);
              1999— Марк Лукич, босс («Мужской характер, или Танго над пропастью-2»), роль («Живой Пушкин», тв. нп), Каравайцев («Транзит для дьявола», тв), роль («У бога мертвых нет»), атеист («Опять надо жить»);
              2000 — Григорий Петрович, муж Веры («Луной был полон сад»), роль («Короли», км), роль («Афинские вечера», тв);
              2002 — хозяин "Жигулей" («Русские в городе ангелов. Прощание», тв), Игнатьич («За тридевять земель», тв);
              2003 — дед Репейникова («Москва. Центральный округ». 12 серий, тв), профессор Брониславский («Оперативный псевдоним», тв), роль («Покаянная любовь»), Максимыч («Леди мэр», тв), Евсей Николаевич («Огнеборцы», тв), роль («Москва смеется», тв), роль («Москва улыбается», тв);
              2004— председатель («Весьегонская волчица»), дед Макар («Полет аиста над капустным полем», тв);
              2005 — Юрий Яковлевич («Бриллианты для Джульетты», тв), Ярослав Васильевич («Последний бой майора Пугачева», тв), роль («Сармат. Кофе на крови», тв), Волков («Новый русский романс», тв), эпизод («Таинственный укан»), Ермолка («Мошенники», тв), дед («Жизнь — поле для охоты», тв), Брониславский («Оперативный псевдоним-2», тв);
              2006 — Федор Багин («В ритме танго», тв), Тин Тиныч («Вызов». История № 6. «Жертва», тв);
              2007 — Василий Петрович («Юбилей»).

© Нина Спутницкая

 
 
 

© Copyright 2009 : Спутницкая Нина Юрьевна
Используются технологии uCoz