Спутницкая Нина Юрьевна

Научные публикации Нины Спутницкой

ОЛЬГА ДРОЗДОВА

АКТЕРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. КИНО РОССИИ

ОЛЬГА ДРОЗДОВА


       Дроздова Ольга Борисовна родилась 1 апреля 1965 года в Находке в семье, далекой от искусства. Отец, потомок рода обедневших дворян, капитан дальнего плавания, ушел из жизни, когда дочь была еще школьницей, мать родом из зажиточной цыганской семьи, работала агрономом. В школе Оля особенно любила литературу, с удовольствием участвовала в постановках, но серьезно о карьере актрисы не задумывалась. Мечтой матери было видеть дочь педагогом. В семнадцать лет Ольга поступила на филологический факультет Владивостокского института искусств и сразу же начала трудовую деятельность, работала кладовщицей на судоремонтном заводе, чтобы набраться жизненного опыта. Через год она вместе с приятельницами сдала экзамены в Свердловский театральный институт и выдержала конкурс в мастерскую В. Рубанова и Д. Астрахана.

       Первые успехи не заставили себя долго ждать: уже на втором курсе Дроздова снималась в кино, играла в спектакле «Ведьмы» Свердловского театра драмы. Казалось, исполнилось самое заветное желание, но девушка решила ехать в Москву. В столице Дроздова успешно сдала экзамены в Щепкинское училище и перевелась из Свердловского института в мастерскую В. Сафронова. В 1989 году по окончании училища ее пригласили сразу несколько московских театров, но актриса выбрала «Современник».

       В начале 1990-х эстетика «чернухи» в кино исчерпала себя, на экране формировалось новое пространство видимого благополучия, в которое вписывалась загадочная героиня Дроздовой. Это молодая сильная женщина, наделенная красотой, шиком и изяществом, в меру скрытная, немного непривычная. Она верит только себе, поскольку осознает, что любая опора слишком призрачна, а все, что находится в поле зрения окружающих, представляется жалкой подделкой под действительность. Первые киногероини Дроздовой — эгоистичные индивидуалистки, похожие друг на друга, но и ни на кого более.

       Между тем театральный репертуар актрисы довольно разнообразный и в отличие от кинематографического — психологически насыщенный: Маша и Ольга в «Трех сестрах» А. Чехова, Александра Пав ловна в «Анфис» Л. Андреева, Ка ролла в «Крутом маршруте» Е. Гин збург, Татьяна в «Аномалии» А. Га лина. Неожиданной стала ее роль в спектакле по пьесе Б. Срблянови «Мамапапасынсобака» — пятилет-няя девочка, играющая во взрослую жизнь.

       Когда театр увидел в Дроздовой чеховскую героиню, кинематограф рубежа веков усиленно закреплял за ней амплуа роковой соблазнительницы, коварной и прекрасной Экрану требовалась актриса, способная воплотить тип женщины эпохи потребления, давно извест ный западному кино: актриса, уме ющая красиво одеваться и красиво обнажаться. Ее сосредоточенное и замкнутое лицо хранит некую тайну. Дроздова — действительно красивая женщина, она не модель а актриса, однако именно эстети ка рекламы, кинематограф глянца сделали ее известной личностью У Дроздовой не так много ролей причем ни одну из них нельзя на звать «звездной», и тем не менее ее статус российской кинодивы труд но опровергнуть. Время, в которое она появилась на экране, требова ло рождения «звезды», но не могло предложить достойного материала а лишь подобие западной продук ции, и Дроздова стала модной акт рисой, популярным женским типа жом. Вместе с ней появились новые критерии популярности актера. Счастью экранной героини Оль ги Дроздовой сопутствует одино чество. Испытывать ко всему не доверие для нее органичнее, чем питать бесплотные надежды. Она флегматична, но не бесчувственна, для нее характерна настороженность, непокорность и вместе с тем неготовность к серьезному, логически оправданному поступку. Во внешности Дроздовой экран заметил некоторую двойственность женской натуры, а ее тщательно скрываемая хрупкость стала своеобразным отражением хрупкости внешне благополучного, но лишенного прочных основ мира.

       В 1990 году Дроздова снимается в эпизоде комедии «Бабник» (роль Вики), а в 1991-м исполняет главные женские роли сразу в трех лентах: социально-политическом боевике «Любимчик» (реж. П. Печенкин), мистическом триллере «Прогулка по эшафоту» (реж. И. Фридберг) и исторической картине «Раскол» (реж. С. Колосов), в последней она сыграла неожиданную для себя роль дурнушки — обманутую революционерами жену Баумана Капи-толину. Постепенно начинает формироваться экранный тип ее героини-красивой женщины, которая возникает на пути главного героя как важный момент его инициации, А мир, в котором она обитает, становится одинаково заманчивым и опасным.

       И хотя ее героини по сюжету нуждаются в защите, они всегда крепче и увереннее стоят на ногах, нежели их спасители-мужчины. Наиболее ярко эта особенность прошлась в криминальном сериале «Бандитский Петербург» (2000, реж. В. Бортко), по сути открывшем широкой аудитории Ольгу Дроздову, до тех пор больше известную как жена актера Дмитрия Певцова. Такие женщины, как ее Катерина (награда залучшую женскую роль на фестивале детективных фильмов) — жена одного криминального субъекта и любовница его друга, — способны принять роль пешки в опасной мужской игре.

       В то время, когда российские сериалы только начинали завоевывать зрителя, Дроздовой посчастливилось сняться в наиболее популярных, рейтинговых телепроектах. В 1990-х в ее послужном списке не было известных кинохитов, и именно сериалы (их на счету актрисы сравнительно немного — четыре) принесли актрисе популярность.

       Помимо отечественного телевидения, в какой-то мере заменяющего актрисе антрепризу, она была замечена известными зарубежными деятелями искусства: на сцене «Современника» Дроздова работала с А. Вайдой (Лизавета в «Бесах» Ф. Достоевского) и Р. Корли (Вайо-лет в «Предупреждении малым кораблям» Т. Уильямса). Снялась у известного европейского режиссера М. Мессарош в картине «Дочери счастья» (1999, Польша—Венгрия-Германия), за что была удостоена специального приза на фестивале в Гдыне, а журнал «Variety» провозгласил ее русской Изабель Юппер, тогда как российская критика не приняла фильм. И хотя кинематографическое амплуа Дроздовой достаточно жесткое, роли предсказуемы, реакции на ее работы зрителей и коллег часто оказываются неожиданными и противоречивыми.

       Темперамент ее героинь поначалу казался нетипичным для отечественного экрана. Например, Алиса — героиня фильма «Алиса и Букинист» (1997,реж.А. Рудаков) —независимая женщина, любящая (или стремящаяся поверить в это) самолеты, дороги, привыкшая все менять — людей, вещи, привычки, мечты. Когда все вокруг рушится, ее это как будто не смущает. В экранных образах Дроздовой постоянны три мотива: одиночество, любовь, смерть. Последовательно переходя друг в друга, они становятся мистическим единством. Поэтому ее героиня — современная колдунья, в арсенале которой самые модные средства для достижения поставленной цели — после исполнения своей миссии она может так же незаметно исчезнуть, как появилась. Она легко и красиво нарушает спокойное существование одинокого владельца дорогой коллекции книг, зарабатывающего на жизнь ремонтом и отделкой квартир. Ее Анна Юдина в мелодраме «Любовь — предвестие печали» (1994, реж. В. Сергеев), в противоположность прозрачности, чувствительности героини И. Метлицкой, являет роскошную чувственность, несущую смерть. Невозмутимо и даже как-то изящно разрушает семейные узы бизнесвумен Ирина в сериале «Остановка по требованию» (2000, приз за лучшую женскую роль на втором фестивале художественного телевизионного кино «Сполохи»), В этой роли актриса представляет как бы образец стиля женщины-руководителя. Сильная, властная, успешная Ирина мечтает о простом личном счастье. Несмотря на то что почти все замыслы удаются, ее нельзя назвать абсолютно состоявшейся личностью.

       Для игры Дроздовой характерен сдержанный рисунок, внутренний драматизм, отказ от сентиментальных интонаций. В совершенстве владея своим лицом и телом, актриса не только привносит элемент эстетики в посредственные жанры, претендующие на буржуазность, но иногда успевает и «намекнуть» на непостижимость женской натуры. На Дроздову хочется смотреть, хочется ее разгадывать. Поэтому для режиссеров важно, как она существует в кадре; ее красиво снимают операторы, хотя длинные планы с ней чаще всего напоминают движущееся рекламное изображение.

       Жесткая, ярко очерченная интрига становится важным признаком фильма с участием Ольги Дроздовой. Немного мистики, любви, загадок, которые возникают с появлением актрисы в кадре, — и рождается популярный у зрителя сюжет: если мелодрама, то остросюжетная, если боевик, то обязательно с любовным треугольником. Впрочем, загадка роковой женщины существовала во все времена, на всех континентах, поэтому Дроздова уверенно чувствует себя и в современных костюмах западных модельеров, и в великолепных платьях придворной дамы Галантного века (Мадам де Сов в телесериале «Королева Марго», 1996—1997, реж. А. Муратов), она убедительна не только в роли жертвы криминальных интриг, но и в экранизациях классической прозы. В историческом сериале «На ножах» (1998, реж. А. Орлов) — экранизации знаменитого романа Н. Лескова, долгие десятилетия запрещенного для печати, — актриса смогла проявить свои драматические способности, создав психологически убедительный и по-настоящему трагический женский образ. Для ее Ларисы — мрачной и загадочной — трагедией становится не столько разочарование в страстно любимом человеке, сколько потеря власти над собой. Не желая ощущать себя жертвой, она кончает жизнь самоубийством. За эту роль Дроздова была награждена специальным дипломом Союза кинематографистов России на фестивале «Горное эхо-99». Неожиданной стала роль барыни Евгении Мироновны Бессудной в экранизации пьесы А.Н. Островского «На бойком месте» (1998, реж. А. Сахаров), роль острохарактерная, яркая, казалось бы нетипичная для экранных героинь Дроздовой.

       Ольга Дроздова все чаще занимает лидирующее положение в различных рейтингах публичных людей. Широкая аудитория воспринимает Дроздову прежде всего как персону шоу-бизнеса, и поэтому органично ее появление в качестве приглашенной «звезды» в кинофильме «Попса» (2005, реж. Е. Николаева), где она исполнила роль певицы, потерявшей голос и поэтому сошедшей с ума. Актриса отвергла первоначальные версии сценария, в которых ее героиня страдала от наркотической и алкогольной зависимости. Сегодня она может себе позволить тщательно отбирать драматургический материал и настаивать на изменениях в предлагаемых ей сценариях.

       В 2002 году Ольге Борисовне Дроздовой присвоено почетное звание заслуженной артистки России.

Другие роли:
              1985 — эпизод («Лиха беда начало»);
              1986 — эпизод («Арифметика любви»);
              1991 — Анастасия («Царь Иван Грозный», телеверсия «Князь Серебряный»);
              1992 — Нелли Дашевская («Ваш выход, девочки»);
              1994— Светлана («Веселенькая поездка»);
              1998 — эпизодическая роль («Дзенбоксинг»);
              2000 — Наталья Гончарова («А. П.», тв);
              2006 — Дотнара, жена Володина («В круге первом», тв и кино);
              2007 — роль («Ванечка»).

© Нина Спутницкая

 
 
 

© Copyright 2009 : Спутницкая Нина Юрьевна
Используются технологии uCoz