Спутницкая Нина Юрьевна

Научные публикации Нины Спутницкой

ВАЛЕНТИН ГАФТ

АКТЕРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. КИНО РОССИИ

ВАЛЕНТИН ГАФТ


       Гафт Валентин Иосифович родился 2 сентября 1935 года в Москве, на улице Матросская Тишина, в семье адвоката. Из окон дома, где рос будущий актер, открывался прямо-таки булгаковский городской пейзаж: напротив — психиатрическая больница, справа — тюрьма, слева — рынок и студенческое общежитие МГУ. В семье Гафта никто не был связан с искусством, но, не имея склонности к точными наукам, актером Валентин решил стать уже в начальной школе. Он участвовал в школьной самодеятельности, где ему доставались в основном женские роли, и был тверд в своем стремлении, несмотря на то что отговаривал его от будущей профессии сам И. Андроников. По поводу поступления в театральный институт у актера есть несколько заготовленных баек, среди которых и история о том, как в подготовке к творческому экзамену ему помогал Сергей Столяров, с которым Гафт познакомился, гуляя в Сокольниках.

       В 1953 году, после окончания школы, он поступил в Школу-студию МХАТ, на курс В. Топоркова, учился у П. Массальского и О. Ефремова, его однокашниками были О. Табаков, Е. Урбанский, М. Мен-глет. Дебют Гафта в кино связан с именем М. Ромма — в фильме «Убийство на улице Данте» (1956) он сыграл бандита Руже. Начинающий актер испытывал страх и неожиданную для самого себя робость перед камерой. И тогда режиссер обозначил его задачу по-новому: сыграть скромного убийцу. Такое несоответствие определения человеческой сути характеру станет ведущим в киносудьбе актера, которая развернется, несмотря на ранний кинодебют, значительно позже.

       Карьера актера началась в Театре им. Моссовета в 1957 году у режиссера Ю. Завадского. Гафт сменил несколько московских театров: Театр Сатиры, Театр на Малой Бронной, Московский драматический театр им. Ленинского комсомола. Первым заметным творческим успехом он обязан работе с режиссерами А. Гончаровым и А. Эфросом. Он сыграл главную роль в знаменитой театральной постановке 1960-х «Сто четыре страницы про любовь» (реж. А. Эфрос), Отелло в эфросовской интерпретации шекспировской пьесы. С именем Эфроса связаны и первые удачи на экране: муж Веры Николай в мелодраме «О любви» (1970), а в 1974 году вышел телефильм «Таня» по пьесе А. Арбузова, где Гафт сыграл роль Германа Балашова.

       Первое творческое десятилетие для актера стало этапом накопления, впитывания опыта актеров предыдущего поколения и поиска своего режиссера. Уже в начале актерской карьеры Гафту посчастливилось выступать на сцене с выдающимися актерами. С глубоким уважением и восхищением вспоминает он своих первых партнеров -Л. Орлову, В. Марецкую, Р. Плятта. В 1960 году Валентин Гафт исполнил роль французского певца Же-рара в фильме «Русский сувенир» (реж. Г. Александров), на съемках познакомился с Э. Гариным и был приглашен известным актером и режиссером в Театр Сатиры на роль Ученого в спектакль «Тень» по пьесе Е. Шварца. Хотя не запечатлелась на кинопленку знаменитая постановка пьесы «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (режиссер В. Плучек, 1969), работа в ней Гафта надолго запомнилась театралам. Его граф Альмавива явил интеллектуально-ироничный потенциал актера, его особую эмоциональность. После этой роли, в 1969 году Олег Ефремов пригласил Валентина Гафта в театр «Современник», где в полную силу раскрылось дарование актера. Среди его театральных ролей стоит отметить Адуева («Обыкновенная история»), Лопатина («Из записок Лопатина»), Генриха IV («Генрих IV»), Горелова («Спешите делать добро»), Людовика XIV («Кабала святош»). Городничего («Ревизор»), Джорджа («Кто боится Вирджинии Вульф?»), Рахлина («Кот домашний средней пушистости»), Хиггинса («Пигмалион»). Кинематограф первое время настойчиво предлагал ему смириться с репутацией отрицательного героя. Иностранцы, негодяи, бюрократы — такие роли играл Гафт до середины 1970-х годов. Несмотря на небольшое количество экранного времени, герои Гафта запоминаются зрителю: эксцентрически спокойный Брассет в телефильме «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975, реж, В. Титов). Будучи страстным поклонником спиртных напитков, этот персонаж сохраняет поразительную невозмутимость, периодически появляясь среди суматошного действа, он единственный может трезво взглянуть на происходящее, дать свой едкий комментарий. Но до замечаний лакея никому нет дела. В 1973 году Гафт сыграл очередного иностранца — роль Геверница в эпохальном сериале «Семнадцать мгновений весны» Т. Лиозновой. Успех фильма распространился на всех исполнителей.

       Но подлинное кинематографическое открытие актера произошло лишь в 1979 году благодаря Эльда-ру Рязанову. В «Гараже» (1979) Гафт снялся в роли члена руководства кооператива пайщиков, бюрократа и циника. Поначалу непонятно, зачем гротескный, балаганный персонаж присутствует на собрании, где в течение одной ночи решается вопрос об отчислении нескольких членов из кооператива. Одно было ясно сразу: именно ему принадлежит необычная функция. Реплики ветеринара Сидорина как нельзя точно отражают суть происходящего и придают действию особую эксцентрику, дополнительную остроту. Его тихо ненавидят все присутствующие. Но зато, как признается сам Сидорин, он независим, поэтому может сказать в лицо нелестную правду любому из собравшихся на заседании людей. Реплики героя Гафта предназначены для каждого пайщика кооператива, а сам Сидорин оказывается как будто вне игры. Смысл контрапунктных основному действию фильма поговорок скрыт в той интонации, с которой они произносятся. Сидорин то будто озвучивает всеобщее мнение, то бормочет-приговаривает, то настаивает, то смело и точно диагностирует. И хотя история, рассказанная в фильме, уже перестала быть типичной, картина с интересом смотрится новыми поколениями зрителей. Реплики героя Валентина Гафта после выхода фильма превратились в актуальные по сей день цитаты.

       Желчный Сидорин выступает в то же время против холодного рассудка, которым сам по необходимости пользуется как надежным инструментом. Именно Сидорин в конце заседания делает строгий, логически выверенный и смелый вывод — убрать из списка пайщиков директора. «Многоликий вы наш», — пародируя интонацию Сидорина, обращается к нему один из героев «Гаража» — именно так можно охарактеризовать большинство персонажей, сыгранных актером. Их сложно классифицировать. Даже в острохарактерных ролях, даже если драматургический материал небогат, Гафт наделяет своих героев некой таинственностью, особым человеческим темпераментом, манерой мыслить, чувствовать, сообщает им своеобразную независимость. Поэтому сегодня можно говорить о существовании самостоятельного амплуа — о как бы очерченных фамилией актера границах, в которых смог открыться его широкий творческий диапазон.

       Современный герой, как демонстрирует Гафт, может не принимать активного участия в событиях. Такой человек сам ни во что не верит, а только констатирует факты, дает оценку происходящему. Он отказывается функционировать в системе, хотя и не осуждает ее. Он не верит в свое могущество, так же как ни в чье другое, а потому никогда первым не полезет в спор, ровен и спокоен, невозмутим, но вскоре зрители увидят и его жертвой времени, слепого азарта и безверия. Неактивный злодей, не борющийся, потерянный герой — таким встретит зритель Валентина Гафта на экране в конце 1980-х, когда еще и возраст становится причиной неуспеха его персонажей. Не потому ли бюрократ времен перестройки в фильме Рязанова «Забытая мелодия для флейты» (1987) будет зваться Одиноков? И уже не отрицательным станет бывший ловелас Альфред Илл в «Визите дамы» (1989) М. Козакова. Этот персонаж — уже не герой жизни женщины, не отец семьи, Илл предстает неживым, лишенным сильных чувств и эмоций, и потому убийство его кажется лишь печальным фарсом. В прошлом — роковой любовник, ныне он жалок, слаб и беззащитен и почти не заслуживает мести, если бы не появилась вдруг в городе сильная, страстная, не склонная к компромиссам женщина. Смерть, разыгранная на арене цирка, может быть, самое яркое событие в жизни Илла, на которое собрался посмотреть весь город, которое транслируется по телевидению, и хотя бы на несколько часов пожилой торговец Альфред Илл стал интересен для прессы.

       В комедии Э. Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» (1980) Гафт выступил в неожиданной для уже успевшего закрепиться за ним амплуа циника роли полковника Покровского. Его герой — отец своего полка, солдафон, покоритель бастионов и женских сердец, верный отечеству и идее чести, презирающий мерзавцев. Лаконичными средствами передает Гафт масштаб личности, эмоциональное напряжение своего стремительного, гордого, проницательного героя. Покровский никогда не кланялся ни пулям, ни начальству. Он имеет непререкаемый авторитет в обществе, несмотря на скудность своих знаний и отсутствие привычки к рефлексии. Его характеристика человеческого поступка удивительно точна, звучит как приговор, не подлежащий обжалованию. В полку, который герой Гафта возглавляет, зреют свободолюбивые настроения, и царскому чиновнику необходимо обнаружить и наказать хулителей закона. Полковник участвует в незримом поединке с негодяем, хотя он и не блещет умом и манерами, но четко знает границу, за которую не переступит. Дружба, любовь, благородство не будут попраны. В 1992 году Гафт снова выступил в «должности» полковника в картине П. Тодоровского «Анкор, еще анкор», здесь его герой оказывается в центре любовного треугольника и должен делать выбор между совестью и чувством, долгом и страстью. Действие происходит после войны в провинциальном гарнизоне, где все на виду: семейные ссоры, любовь, смерть, предательство, человеческая подлость и трусость. Герой Валентина Гафта носит Звезду Героя Советского Союза. И, пожалуй, главный секрет создания образа героя Великой Отечественной войны — в том, что актер не играет героизм. Поэтому, несмотря на компрометирующую внебрачную связь, зритель не подвергает сомнению способность на подвиг полковника Виноградова. Здесь вновь проявилось чувство меры актера, его способность ненавязчиво подчеркнуть благородство натуры.

       Тема пассивного благородства в киногерое Гафта получила развитие в постсоветских комедиях Рязанова. Роль Президента в «Небесах обетованных» (1990) потребовала от актера в создании образа наряду с фарсовыми приемами убедительности в деталях, внутренней достоверности. Гафт играет юродивого, своего рода провидца, видящего нечто за гранью реальной жизни. Возглавляемой им стае бомжей в современной жизни отказано в месте пребывания. Завершается трагикомическая история фантастическим полетом в небо несломленных бродяг. Своего рода проводник обездоленных, руководитель забытых, списанных как старые вещи людей. Президент неспособен утвердиться в новых обстоятельствах, но и не желает мириться с ними. Такая жизненная позиция отличает и генерала в «Старых клячах» (2000, реж. Э. Рязанов). Правда, сложная и неоднозначная биография в этом герое В. Гафта лишь угадывается.

       Персонажи Валентина Гафта не склонны к эпатажу, всячески избегают доверительных отношений, поэтому чаще всего актер создает на экране тип человека замкнутого, даже отталкивающего. В детективном фильме Александра Муратова «Гонки по вертикали» (1982) он сыграл вора-рецидивиста Алексея Дедушкина по кличке Батон. Психологическая дуэль следователя и обаятельного вора держит в напряжении в течение всего фильма. Интересную роль В. Гафт исполнил в телефильме «Визит к Минотавру» (1987, реж. Э. Уразбаев), поставленном по роману братьев Вайнеров. Его мрачный, безусловно, честолюбивый Иконников, загадочная личность, становится основным подозреваемым в краже одной из лучших скрипок Антонио Страдивари. Бывший музыкант, в молодости он имел шанс стать «первой скрипкой», но, потерпев поражение, решил посвятить себя экзотическому занятию —• изучению змей. В интеллектуальном поединке со следователем проявляется его бескомпромиссность, завидное умение защищать свою позицию без лишних откровений.

       Фильм Юрия Кары «Воры в законе» (1989), посвященный теме коррупции властей, стал первой ласточкой в романтизации мира преступников на экране. Главный герой — стареющий криминальный авторитет Артур в исполнении Гафта — воплощение злой силы, теряющей былое могущество. Он не жалок, но уже и не страшен. Примерный семьянин, способный на любовь и специфическое благородство, Артур никогда не преступит те законы, по которым существовал его мир и которые теряют силу. Все, что у Артура осталось, — бурная жизнь и утраченное могущество. В то же время герой Гафта — «крестный отец» мафии, поверяющий юную Маргариту, своего рода вариант Воланда, причем влюбленного. Но частица ли так и просится к традиционным ролевым описаниям этого персонажа — благородный ли, отрицательный ли, честный ли, любящий ли... По первому зову Артура бывшая любовница, ощущая невероятную зависимость от своего прошлого, оставляет семью и спешит ему на помощь. Однако и в самый трудный момент своей жизни он не желает подвергать опасности возлюбленную, уходит со сцены жизни достойно, проявляя завидное спокойствие. Кара неслучайно увидел в актере самого неожиданного и неоднозначного злодея-интеллектуала отечественной прозы XX века и решился на постановку «Мастера и Маргариты» с Валентином Гафтом в роли Воланда.

       Он разговаривает таким тоном, будто ему уже заранее все известно, ему любопытен ответ собеседника на каверзный вопрос и реакция на неожиданные предсказания. Он — ироничный эрудит, способный читать чужие мысли так же легко, как угадывать прошлое и будущее, а экспериментировать предпочитает в настоящем времени с живыми людьми. Он там, где любовь сочетается с авантюрой. Казалось, кто, как не Гафт, может вписаться в бул-гаковскую прозу, но зритель так и не увидел экранизацию «Мастера и Маргариты» (1994) и, кажется, одну из самых органичных для Гафта ролей. Впрочем, через одиннадцать лет в телевизионной версии романа режиссера В. Бортко он исполнил роли Каифы и человека во френче — оба олицетворяют собой власть. Человек, знающий чужие слабости как свои собственные, черствый, прямолинейный, упивающийся властью, не забывает преклонить голову перед теми, кто выше его. Таковы Езепов из фильма «Ночные забавы» (1991, реж. В. Краснопольский, В. Усков), Берия в «Пирах Валтасара, или Ночах со Сталиным» (1991, реж. Ю. Кара), заместитель министра в комедии «Небо в алмазах» (1999, реж. В. Пичул).

       Появление Гафта на киноэкране служит своего рода сигналом для координирования добра и зла. Актеру удаются неожиданные интерпретации героев бродячих сюжетов: Казначей в «Иване и Марье» (1974, реж. Б. Рыцарев), Дефорж в «Черной курице, или Подземных жителях» (1980, реж. В. Гресь), Людоед в фильме «Про кота...» (1985, реж. С. Чекин). Острым комедийным рисунком отличается Аполлон Митрофанович Сатанеев в новогодней комедии «Чародеи» (1982, реж. К. Бромберг), поставленной по повести братьев Стругацких «По недельник начинается в субботу». Этот дипломированный маг, высоко поднявшийся по служебной лестнице, циничный интриган, которого ждет крах, пытается осуществить свой коварный замысел. Сатанеев повторяет путь известного ска-зочного персонажа, пожелавшего с помощью волшебства заполучить в невесты молодую красавицу. Успех ленты у широкого зрителя был обеспечен прежде всего благодаря актерскому составу, и в частности работе Гафта.

       С интересной драматургией встречался В. Гафт на телеэкране. Среди телефильмов с его участием следу-ет отметить «На всю оставшуюся жизнь» (1975, Крамин) П. Фоменко, «Дневной поезд» (1976, Игорь) И. Селезневой, «Короли и капуста» (1978, Фрэнк Гудвин, Малыш) Н. Рашеева, «Жизнь Клима Сам-гина» (1986, Трифонов) В. Титова, телеспектакль «Тайна Эдвина Дру-да» (1980) по одноименному роману Ч. Диккенса в постановке А. Орлова.

       Несмотря на то что кинематограф часто предлагает ему роли заманчивые, Гафт называет себя прежде всего театральным актером: «Кино — это вообще продукция, оно к искусству порой имеет странное отношение, не всегда прямое. Иногда вдруг сложится и начнется жизнь из мертвого, хотя редко». В 2001 году на сцене «Сов-ременника» состоялся его режиссерский дебют: вместе с И. Квашой и А. Назаровым Гафт восстановил спектакль «Балалайкин и К°» по М. Салтыкову-Щедрину, поставленный в 1973 году Г. Товстоноговым, где сыграл роль Глумова.

       Популярность и востребованность Валентина Гафта безграничны. Уже само имя актера — имя-знак, за которым сразу возникает образ человека, которого не спута-ешь ни с кем: здесь и голос, и интонация, и пластика, и внешность, и стиль, зафиксированные на кинопленке и изданные на бумаге работы. В свое время актер начал писать к капустникам и другим театральным мероприятиям адреса, позже — лирические стихотворения, которые вскоре приобрели широкую популярность. Современный фольклор до сих пор продолжает пополняться эпиграммами, написанными Гафтом и приписываемыми ему.

       Валентин Иосифович — автор нескольких книг: «Стих и эпиграмма» (1989), «Я постепенно познаю» (1997), «Жизнь - театр» (1998, в соавторстве с Леонидом Филатовым), «Сад забытых воспоминаний» (1999), «Стихотворения, воспоминания, эпиграммы» (2000), «Тени на воде» (2001), нескольких сборников лирических стихотворений. В. Гафт —лауреат Царскосельской премии (1993), премии «Чайка» в номинации «Маска Зорро» (2002, «Муж, жена и любовник», Театр им. Моссовета).

       В 1984 году Валентин Иосифович Гафт удостоен почетного звания народного артиста РСФСР.

Другие роли:
              1956— Андрэ («Поэт»);
              1958- французский солдат («Олеко Дундич»);
              1960— Милле («Нормандия — Неман»), Жерар («Русский сувенир»);
              1961 -Джим Темпл («Подводная лодка»);
              1965- одессит Боер («Мы, русский народ»);
              1966 — офицер («Два года над пропастью»);
              1967— актер («Если прозвучит тревога»), фон Гетсберг («Первый курьер»);
              1968-тренер Баранцев («Новенькая»), Кашпур («Калиф-аист», тв), Длинный («Интервенция»), приказчик в новелле «Мститель» («Семейное счастье»), клоун («Жди меня, Анна»);
              1970 —Андрей Извольский («Человек с другой стороны»), Сурков («Обыкновенная история», тв, спект.), Шарков («Соло», тв, км), Николай, муж Веры («О любви»);
              1971 — Эд Стюарт («Ночь на 14-й параллели»), Дмитрий Мельников («Дорога на Рюбецаль), Виктор Азанчеев («Разрешите взлет»);
              1973 — роль («Всего несколько слов в честь господина де Мольера», тв, спект.);
              1974— балетмейстер («Москва, любовь моя»), Дмитрий Ивагин («Цемент», тв), Петелин («Сергеев ищет Сергеева», тв), роль в сюжете «Научный подход» («Фитиль» № 148), Кеша («Жребий»), Собеседник («Чудо с косичками»), слуга Пиквика («Записки Пиквикского клуба», тв, спект.), Герман («Таня», тв), роль («Домби и сын», тв, спект.), Глумов («Балалайкин и К0», тв, спект.);
              1975 — роль («Из записок Лопатина», тв, спект.), Троянкин («Ольга Сергеевна», тв), роль («Дома вдовца», тв, спект.);
              1976— Знаменский («Повесть о неизвестном актере»), красавец («Искушение»), Гораций Логан («бешеное золото»);
              1977— попутчик («Почти смешная история», тв), режиссер («Девочка, хочешь сниматься в кино?»), чужак («Схватка в пурге»); 1978 — Андреас («Кентавры»);
              1979— Россолов («Сегодня и завтра», тв), роль («Игроки», тв, спект.), Жорж («Циркачонок»), Алик («Утренний обход»), Георгий («Мужчины и женщины»);
              1980— Ярцев («Три года», тв), Тенвиль («История кавалера де Грие и Манон Лес-ко», тв, спект.);
              1981 — роль в сюжете «За спичками» («Фитиль» № 230), Агностос («Эзоп», тв), Никитин («Таможня»), Штем-мерман («Если враг не сдается»), читает текст («Похождения графа Невзорова»), роль («Суббота и воскресенье», тв, км), роль («Спешите делать добро», тв, спект.);
              1983 — князь («Месье Ленуар, который...», тв, спект.), роль («Ромео и Джульетта», тв, спект.);
              1984— Белоконь («Восемь дней надежды»), Левин («Перегон», тв);
              1985 — Смит («Контракт века»);
              1986— Лестер («Мой нежно любимый детектив», тв), Ма-тье («Путешествие мсье Перришона», тв), Валериан Сергеевич («Год теленка»), поэт («Фуэте»), саксофонист («Время летать»), Стеклов («Большевики», тв, спект.), Костя («По главной улице с оркестром»);
              1988 — Скамейкин («Аэлита, не приставай к мужчинам!»), роль («Дорогое удовольствие»);
              1989— Ботас («Село Степанчиково и его обитатели»);
              1990— конферансье («Самоубийца»), Олег Норов («Футболист»), эпизод («Затерянный в Сибири»);
              1991 — Виктор («Террористка»);
              1992— Джордж («Кто боится Вирджинии Вульф», тв, спект.);
              1993 — Эпштейн («Хочу в Америку»);
              1994 — Чесноков («Я свободен, я ничей»), роль («Мастер и Маргарита»);
              1996 — Актер («Карьера Артура Уи. Новая версия»);
              1997— фокусник («Сирота казанская»);
              1999 — роль («Тайна Нардо, или Сон белой собаки»);
              2000 — Саледон-старший («Нежный возраст»), Роман Петрович («Дом для богатых»);
              2001 — фоторепортер («Часы без стрелок»), персонаж фильма («Больше, чем футбол», док.);
              2002 — Олег («Снежная любовь, или Сон в зимнюю ночь», тв), врач Игорь Алексеевич Голощеков («По ту сторону волков», тв);
              2003 — Зуев («Дни ангела», тв), роль («Каждый взойдет на Голгофу», тв);
              2004 — Карл («Все начинается с любви», тв);
              2005 — Гришин («Лебединый рай», тв), Севидов («Девять неизвестных», тв);
              2006 —лектор («Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя», тв);
              2007— пожилой еврей («12»).

© Нина Спутницкая

 
 
 

© Copyright 2009 : Спутницкая Нина Юрьевна
Используются технологии uCoz