|
Васильева Екатерина Сергеевна родилась 15 августа 1945 года в Москве в семье советского
поэта С. Васильева. Дед по матери — А. Макаренко, известный писатель-педагог. В 1967-м
окончила ВГИК (мастерская н.а. СССР В. Белокурова) и стала актрисой Московского театра им.
Ермоловой. В 1970-м перешла в «Современник». Когда Олег Ефремов возглавил МХАТ, Васильева
приняла приглашение играть на прославленной сцене (1973). В 1987-м, на взлете своей
популярности у зрителей, актриса покинула труппу по религиозным соображениям.
Екатерина Васильева — одна из тех
кинозвезд, чью тему творчества можно четко сформулировать. Конечно, образы и мотивы со
временем менялись, но острая характерность подразумевается под ее внешностью, под манерой —
под тем, что создает определенный женский тип, который далеко не однозначен. Здесь и
статность, и высокомерие, и озорное изящество.
Сыграв в кино более 60 ролей, Васильева
практически не имеет в своем багаже, за редким исключением, главных ролей. И тем не
менее даже самый неискушенный зритель может назвать с десяток картин с ее участием. Эта
способность актрисы быть всюду узнаваемой и вдохновляла, и удивляла. Не каждый актер
способен заполнить отпущенное экранное время своей энергией, оптимизмом, как это делает
Васильева. При том, что она никогда не была красавицей в общепринятом смысле слова. Ее
внутренняя свобода, редкий магнетизм еще в пору студенчества поражали окружающих. Среди них
— и первый муж актрисы, ныне известный режиссер С. Соловьев.
«Катя была очень юная, очень высокая,
очень стройная, очень рыжая, с челкой, сигаретой «Шипка» в зубах и с гениальной, абсолютной,
дотоле мной в женщинах не виданной внутренней свободой, — вспоминал Соловьев. — Она была
свободна во всем, этого даже проявлять не требовалось. Ей достаточно было войти в комнату
или просто сидеть, как становилось ясно, что перед тобой совершенно раскрепощенный,
изначально свободный человек». Это и есть тема творчества Васильевой — внутренняя свобода.
Еще во ВГИКЕ, на студенческой площадке,
Соловьев предложил актрисе роль Сарры в «Иванове» Чехова. Затем в своем дипломном фильме
«Семейное счастье» (по чеховскому рассказу-шутке «Предложение») режиссер занял Васильеву в
роли Наталии Степановны Чубуковой, собственницы и самодурки. Образ потребовал условности
и гротеска, анекдот и шутка превратились в жутковатый эскиз провинциального абсурда.
В 1971 году Соловьев снимает Васильеву в своей первой полнометражной картине «Егор Булычев и
другие» в роли Александры, незаконнорожденной дочери главного героя. В прессе промелькнут
нелестные замечания о посредственности. Видимо, кинокритиков настораживала нестандартная
внешность актрисы и еще — ее первые роли незаметных, простеньких девушек с незатейливой
судьбой. Ho ближе к истине оказался Соловьев: он разглядел незаурядную индивидуальность
Васильевой.
Первая, наиболее заметная киноработа
актрисы — горянка Хева в картине А. Коренева «Адам и Хева» (1970). Стать, присущая
Васильевой, своеобразие резких черт лица вполне отвечали стандарту кавказской женской
красоты, оставалось только затемнить глаза и скрыть рыжину волос. Но свободолюбие не так
просто замаскировать: и яркий голос, и энергичные жесты говорили о непокорности и
непримиримости. Нелегко заставить эту молодую женщину покориться закону шариата, молча
игнорировать упреки темпераментного мужа. Сладкий вкус свободы ощущался на экране.
Тяга к нестандартности решений образов и
судеб ярко проявилась в фильме «Бумбараш» (1971, реж. Н. Рашеев, А. Народницкий). Васильева
сыграла причудливую даму из Гражданской войны Софью Николаевну, этуаль. Снова абсурд:
парики, неразлучный граммофон, поклонник с французскими стихами, ванна в лесу. Актриса
устало и манерно показывает уход из жизни былой кокетки, притворщицы и бандитки, болезненно
влюбленной в театрализацию реальной смерти. Лениво убивая других, она устраивает спектакль
из собственной гибели. Социальный приговор наложен на фиглярство и шарж. Персонаж Васильевой
не главный в картине, однако он запомнился.
«Бумбараш» снимался для ТВ. Телевидение
приносит Васильевой известность. Инопланетянка из телефильма «Эта веселая планета» (1973,
реж. Ю. Сааков, Ю. Цветков) — неземное существо, женщина-робот, у которой рождается вера в
сказку, вкус к празднику жизни. Чудо маленького преображения, показанного актрисой, сделало
ее востребованной «новогодним» кино. Фильмы, где возможен веселый карнавал с надеванием и
снятием масок, с торжеством чувств, добра и счастья, с неиссякаемым зарядом оптимизма, стали
«территорией» Васильевой.
В картине Л. Квинихидзе «Соломенная
шляпка» (1974), изменяя мужу, восхищая любовника, мадам — Васильева не
позволяет третьему незадачливому жениху-ловеласу пройти мимо, не заставив сделать все
по-своему. В ход идут все средства, которыми мадам владеет в совершенстве: и жеманность, и
флирт, и обморок, наконец, истерика. Образцом совмещения порывистости, резкости, желания
повелевать с ранимостью, предельной тонкостью переживания стала для Васильевой роль Эмилии,
железной, леди, из фильма М. Захарова «Обыкновенное чудо» (1978). Не так страшна в
телефильме «Чародеи» 1982, реж. К. Бромберг) дипломированная колдунья Шамаханская, чьи чары
разрушают любовь молодых людей. Она всего лишь влюбленная женщина, борющаяся за свое счастье
и оттого неистовая и беспощадная. При этом — жертва корыстного плана. В финале музыкальной
комедии колдунья — королева бала, влюбленная невеста, сильная и почти не знающая мук
совести, потому что ее чувство оправдывает всё. Удивительно, но при всей своей жесткости и
эгоистичности героини Васильевой крайне редко заслуживали звание отрицательных персонажей.
Так, в картине «Жена ушла» (1979) Д.
Асановой по сюжету секретарша Соня должна выглядеть разлучницей, соперницей, но оказывается
милой женщиной, и даже совсем не поверхностной, как это кажется главному герою (В.
Приемыхов). Может, поначалу ей и непонятны все тонкости семейных отношений Александра и
Веры, но она знает, что такое любовь, и трезво оценивает ситуацию. Она ни на что не
претендует не потому, что немила, неумна, нехозяйственна. Напротив — она завидная невеста,
но «между двух огней», между которыми находится Саша, она «не второй огонь» рядом с Верой.
Ее разгульный, чуть истеричный танец в ресторане становится в картине концертным номером
Васильевой, блеснувшей мастерством пластического движения.
Для режиссера Динары Асановой, как и Л.
Федосеева-Шукшина, Васильева стала любимой актрисой. Она снимается уже в первом фильме
Асановой «Не болит голова у дятла» (1974) в роли учительницы Татьяны Петровны. Затем следует
знаковая картина ленфильмовского новатора «Ключ без права передачи» (1977, Клавдия тоже
Петровна). Сильная, порой властная, незаурядная натура Васильевой привлекает Асанову.
Актриса успевает сняться в ленте «Пацаны» (1983), где вновь встречается на площадке с
Приемыховым. Уже как режиссер, зная, что снимает последний фильм, Приемыхов приглашает
Васильеву на эпизод в своей картине-завещании «Кто, если не мы» (1998).
Многие критики склонны считать самой
удачной ролью актрисы Клару в телефильме «Визит дамы» (1989) М. Козакова. Если героиню пьесы
Дюрренматта (по ней поставлен фильм) даже живым человеком трудно назвать, то здесь она —
дама женщина, не только с миллионами, но и со своими принципами. Клара возвращается в город
своей юности, откуда много лет назад ее изгнали. Будучи ныне дамой состоятельной, она
позволяет себе менять молодых мужей и отчаянно сорить деньгами. Но главная цель — возмездие.
Героиня презирает безалаберность, скупость, ханжеские устои. Она беспощадна к тем, кто давно
забыл истинное значение нравственности и добра. Васильева освежает сухой, суровый рисунок
образа Клары у автора — Дюрренматта. Потому и не выглядит бессердечной самодуркой.
Во внешности актрисы есть нечто
неуравновешенное, беспокойное, что позволяет в привычное кинодействие, в легкий жанр внести
нотку диссонирующего. Если не движением чувств, то фактурой, особой актерской пластикой. И
кинопроизведение становится неоднозначным. В основе картины «Мой нежно любимый детектив»
(1986, реж. А. Симонов) история об открытии в Лондоне детективного агентства, когда звание
«Великого сыщика» после многочисленных конкурсов получила женщина. Неудивительно, что именно
Васильевой досталась роль мисс Ширли Холмс, женщины с мужским характером и умом, «железной»
логикой. Если такие женщины попадают в детективную игру, они часто оказываются первыми в
ряду подозреваемых. Как Тамара — героиня криминальной драмы «Преферанс по пятницам» (1985,
реж. И. Шешуков). Она не то что не умеет расположить к себе человека, но намеренно этого
делать не станет. Естественность позиции и оценок делает ее не всегда симпатичным
собеседником, но более интересным, так как выбор всегда за ней.
Кроме логики и авторитарности, изящества и
легкости есть в актрисе еще одно качество, отличающее от многих других актрис, — умение
восходить по возрасту не дурнея. Потому что старение для нее равнозначно взрослению. Оно и
есть взросление — ступень к внутреннему совершенству, с которой можно упасть и не подняться.
Безупречный вкус, актерская и женская отвага играют здесь решающую роль. Если в молодости
любовь была нарядной, красивой, легкой, то со временем чувства остывают, меняется пластика
персонажей. И угловатые героини Васильевой становятся матерями. В «Экипаже» (1979, реж. А.
Митта) она играет мать девушки, еще очень юной, но принципиально жаждущей самостоятельности.
И в жизни наступает момент, когда авторитарность отца уже не играет роли. Когда мудрость,
женское участие, понимание и чуткость способна проявить только мать. В фильме «Кувырок через
голову» (1987, реж. Э. Гаврилов) героиня Васильевой не просто мать, жена, хозяйка, но и
актриса — сказочное чудовище, ведьма.
Глубоко верующие люди называют актерскую
профессию категорично — лицедейством. Подлинная, не мнимая свобода обретена Васильевой в
храме. «По моему мнению, — публично заявила Екатерина Сергеевна. — все должны идти в
церковь, обычную приходскую церковь, к батюшке, потому что в наше время борьба добра и зла
приняла настолько серьезные формы, в ней задействованы такие силы, такие деньги и связи, что
сделать что-то хорошее может только Господь». Екатерина Васильева в Церкви более 20 лет. Она
— казначей московского храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. Там же
священником служит ее сын, выпускник ВГИКа.
Любую работу над ролью Васильева начинает
сейчас только с благословения духовного отца. Так было с фильмом Приемыхова «Кто, если не
мы», так она сыграла мать И. Тургенева — великого русского писателя, — в так и не вышедшем,
к сожалению, фильме С. Соловьева. Васильева сыграла королеву-мать, кровожадную Медичи, в
телесериалах «Королева Марго» (1996—1997, реж. А. Муратов) и «Графиня де Монсоро» (1997,
реж. В. Попков). Одной из лучших ролей последнего времени стала роль Серафимы Михайловны
(премия «Ника» (2002) в новогодней сказочной истории «Приходи на меня посмотреть» (2001),
поставленной новичками в кинорежиссуре — М. Аграновичем, известным оператором, и О.
Янковским, замечательным актером театра и кино. Благодаря мастерству Васильевой, ее
решимости и чудесной искренности, стремлению сделать мелодраматическую историю поучительной
и сказочно милой сюжет фильма оказался шире шутливой фабулы, где побеждают жизнь и любовь.
Васильева выступила в роли матери героини
И. Купченко. Эта старая дева живет с больной матерью в квартире, больше напоминающей
нефинансируемый музей: телевизор не держат, на ночь читают Диккенса. Со стен смотрят иконы,
выцветшие фотографии... Неожиданно, когда старушка собирается умирать, в дом нечаянно
нагрянул немолодой, но симпатичный незнакомец, «новый русский». Пришел, чтобы остаться.
Потом появится еще и «внучка», наступит Новый год, и больная Софья Михайловна раздумает
покидать этот мир. В погасшем было жилище вспыхивает радость, в него вторгается надежда.
«Семья — это малая церковь», — говорит Екатерина Сергеевна Васильева.
В 1987 году Екатерине Сергеевне Васильевой
присвоено почетное звание народной артистки РСФСР.
|
Другие роли:
1965 - эпизод («На завтрашней улице»), учитель физкультуры («Звонят, откройте дверь»);
1966— Катя («Роковая случайность»);
1967— Надя («Война под крышами»), сотрудница отдела писем («Журналист»), соседка («Спасите
утопающего»), Нора («Поиск»);
1968 — дворник («Любить»), эпизод («Житие и воскресение Юрася Братчика»), жена сапожника и
царица («Солдат и царица», км);
1969 — Тамара («Вальс», тв), Овчинникова («Сюжет для небольшого рассказа»), Наталья
Степановна 8 новелле «Предложение» («Семейное счастье»);
1970 — Полина («Возвращение «Святого Луки»), мать Бубы («Как стать мужчиной»), дежурная
(«Вас вызывает Таймыр», тв), Катя («Петрухина фамилия», км), сотрудник отдела кадров
(«Начало»);
1971 — Тамара («Месяц август»), Клава («Нюркина жизнь»), Александра («Егор Булычев и
другие»);
1972 — медсестра («Город на Кавказе», км);
1973 — Зина Горюнова («О тех, кого помню и люблю»);
1975 — Клотильда («Воздухоплаватель»), жена Маркела («Шаг навстречу»), Анна Викторовна
(«Бриллианты для диктатуры пролетариата»), Анна Петровна («Иванов», тв, спект.);
1976 — Рубцова («Двадцать дней без войны»), Нора Люс («Жизнь и смерть Фердинанда Люса»),
Мила («Вы мне писали»);
1978 — Пескова («Дом строится», тв);
1979— мать Сашеньки («Примите телеграмму в долг»), Никулина («С любимыми не расставайтесь»),
Анна Греч («Так и будет», тв), корреспондент («Мужчины и женщины»);
1980— Клара («Спасатель»), Варвара («Поздние свидания»), мать Володи («Что бы ты выбрал?»,
тв), Пескова («Други игрищ и забав», тв, км), Кукушкина («Вакансия»), мачеха («Проданный
смех», тв);
1981 —тетя Полли («Приключения Тома Сойера», тв);
1982 — эпизод («Ищите женщину», тв);
1983— Надя («Тепло родного дома»);
1984— Валентина Серафимовна («Граждане Вселенной»), Алла Сергеевна («Гостья из будущего»,
тв), герцогиня («Осенний подарок фей»), Катерина («Снег в июле», тв), Лора Ларсен («Рыжий,
Честный, Влюбленный», тв);
1986 — мадам Дюпре («Путешествие месье Перришона», тв), Изольда («Год теленка»), роль в
новелле «Голос» («Исключения без правил»);
1987— роль («По траве босиком»);
1988— роль («Штаны»), роль в 1-й новелле («Любовь к ближнему»), роль («Это было летом», тв);
1991 — Надежда Воронина (Пока гром не грянет»), эпизод («Шальная баба»), Таня («След
дождя»), сотрудница ОВИРа («Мигранты»), миссис Маккензи («Безумная Лори»);
1993 — роль («Эта женщина в окне...»), кинозвезда Маркиза («Игры женщин», тв, спект.);
2002 — леди Лоридэйл («Радости и печали маленького лорда»), Галина Аркадьевна («Под крышами
большого города», тв), Варвара Михайловна («Главные роли», тв);
2003 — Квашина («Участок», тв);
2004 — Ханаева («Легенда о Тампуке», тв);
2005 — бабушка Софья («Люба, дети и завод», тв), доктор Блюммер («Глубокое течение»), мама
(«Банкирши», тв), Римма Марковна («Кошачий вальс»);
— Антонина Сократовна («Счастье по рецепту», тв), роль («Важнее, чем любовь»);
— роль («Единственному, до востребования»), роль («Лилии для Лилии»).
(1) При жизни Высоцкого его песни из фильма были изъяты и вошли в восстановленную редакцию фильма 1997 года, а в 1983 году часть баллад вошла в другой фильм Тарасова — «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго».
|