Спутницкая Нина Юрьевна

Научные публикации Нины Спутницкой

ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВА

АКТЕРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. КИНО РОССИИ

ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВА


       Васильева Екатерина Сергеевна родилась 15 августа 1945 года в Москве в семье советского поэта С. Васильева. Дед по матери — А. Макаренко, известный писатель-педагог. В 1967-м окончила ВГИК (мастерская н.а. СССР В. Белокурова) и стала актрисой Московского театра им. Ермоловой. В 1970-м перешла в «Современник». Когда Олег Ефремов возглавил МХАТ, Васильева приняла приглашение играть на прославленной сцене (1973). В 1987-м, на взлете своей популярности у зрителей, актриса покинула труппу по религиозным соображениям.

       Екатерина Васильева — одна из тех кинозвезд, чью тему творчества можно четко сформулировать. Конечно, образы и мотивы со временем менялись, но острая характерность подразумевается под ее внешностью, под манерой — под тем, что создает определенный женский тип, который далеко не однозначен. Здесь и статность, и высокомерие, и озорное изящество.

       Сыграв в кино более 60 ролей, Васильева практически не имеет в своем багаже, за редким исключением, главных ролей. И тем не менее даже самый неискушенный зритель может назвать с десяток картин с ее участием. Эта способность актрисы быть всюду узнаваемой и вдохновляла, и удивляла. Не каждый актер способен заполнить отпущенное экранное время своей энергией, оптимизмом, как это делает Васильева. При том, что она никогда не была красавицей в общепринятом смысле слова. Ее внутренняя свобода, редкий магнетизм еще в пору студенчества поражали окружающих. Среди них — и первый муж актрисы, ныне известный режиссер С. Соловьев.

       «Катя была очень юная, очень высокая, очень стройная, очень рыжая, с челкой, сигаретой «Шипка» в зубах и с гениальной, абсолютной, дотоле мной в женщинах не виданной внутренней свободой, — вспоминал Соловьев. — Она была свободна во всем, этого даже проявлять не требовалось. Ей достаточно было войти в комнату или просто сидеть, как становилось ясно, что перед тобой совершенно раскрепощенный, изначально свободный человек». Это и есть тема творчества Васильевой — внутренняя свобода.

       Еще во ВГИКЕ, на студенческой площадке, Соловьев предложил актрисе роль Сарры в «Иванове» Чехова. Затем в своем дипломном фильме «Семейное счастье» (по чеховскому рассказу-шутке «Предложение») режиссер занял Васильеву в роли Наталии Степановны Чубуковой, собственницы и самодурки. Образ потребовал условности и гротеска, анекдот и шутка превратились в жутковатый эскиз провинциального абсурда. В 1971 году Соловьев снимает Васильеву в своей первой полнометражной картине «Егор Булычев и другие» в роли Александры, незаконнорожденной дочери главного героя. В прессе промелькнут нелестные замечания о посредственности. Видимо, кинокритиков настораживала нестандартная внешность актрисы и еще — ее первые роли незаметных, простеньких девушек с незатейливой судьбой. Ho ближе к истине оказался Соловьев: он разглядел незаурядную индивидуальность Васильевой.

       Первая, наиболее заметная киноработа актрисы — горянка Хева в картине А. Коренева «Адам и Хева» (1970). Стать, присущая Васильевой, своеобразие резких черт лица вполне отвечали стандарту кавказской женской красоты, оставалось только затемнить глаза и скрыть рыжину волос. Но свободолюбие не так просто замаскировать: и яркий голос, и энергичные жесты говорили о непокорности и непримиримости. Нелегко заставить эту молодую женщину покориться закону шариата, молча игнорировать упреки темпераментного мужа. Сладкий вкус свободы ощущался на экране.

       Тяга к нестандартности решений образов и судеб ярко проявилась в фильме «Бумбараш» (1971, реж. Н. Рашеев, А. Народницкий). Васильева сыграла причудливую даму из Гражданской войны Софью Николаевну, этуаль. Снова абсурд: парики, неразлучный граммофон, поклонник с французскими стихами, ванна в лесу. Актриса устало и манерно показывает уход из жизни былой кокетки, притворщицы и бандитки, болезненно влюбленной в театрализацию реальной смерти. Лениво убивая других, она устраивает спектакль из собственной гибели. Социальный приговор наложен на фиглярство и шарж. Персонаж Васильевой не главный в картине, однако он запомнился.

       «Бумбараш» снимался для ТВ. Телевидение приносит Васильевой известность. Инопланетянка из телефильма «Эта веселая планета» (1973, реж. Ю. Сааков, Ю. Цветков) — неземное существо, женщина-робот, у которой рождается вера в сказку, вкус к празднику жизни. Чудо маленького преображения, показанного актрисой, сделало ее востребованной «новогодним» кино. Фильмы, где возможен веселый карнавал с надеванием и снятием масок, с торжеством чувств, добра и счастья, с неиссякаемым зарядом оптимизма, стали «территорией» Васильевой.

       В картине Л. Квинихидзе «Соломенная шляпка» (1974), изменяя мужу, восхищая любовника, мадам — Васильева не позволяет третьему незадачливому жениху-ловеласу пройти мимо, не заставив сделать все по-своему. В ход идут все средства, которыми мадам владеет в совершенстве: и жеманность, и флирт, и обморок, наконец, истерика. Образцом совмещения порывистости, резкости, желания повелевать с ранимостью, предельной тонкостью переживания стала для Васильевой роль Эмилии, железной, леди, из фильма М. Захарова «Обыкновенное чудо» (1978). Не так страшна в телефильме «Чародеи» 1982, реж. К. Бромберг) дипломированная колдунья Шамаханская, чьи чары разрушают любовь молодых людей. Она всего лишь влюбленная женщина, борющаяся за свое счастье и оттого неистовая и беспощадная. При этом — жертва корыстного плана. В финале музыкальной комедии колдунья — королева бала, влюбленная невеста, сильная и почти не знающая мук совести, потому что ее чувство оправдывает всё. Удивительно, но при всей своей жесткости и эгоистичности героини Васильевой крайне редко заслуживали звание отрицательных персонажей.

       Так, в картине «Жена ушла» (1979) Д. Асановой по сюжету секретарша Соня должна выглядеть разлучницей, соперницей, но оказывается милой женщиной, и даже совсем не поверхностной, как это кажется главному герою (В. Приемыхов). Может, поначалу ей и непонятны все тонкости семейных отношений Александра и Веры, но она знает, что такое любовь, и трезво оценивает ситуацию. Она ни на что не претендует не потому, что немила, неумна, нехозяйственна. Напротив — она завидная невеста, но «между двух огней», между которыми находится Саша, она «не второй огонь» рядом с Верой. Ее разгульный, чуть истеричный танец в ресторане становится в картине концертным номером Васильевой, блеснувшей мастерством пластического движения.

       Для режиссера Динары Асановой, как и Л. Федосеева-Шукшина, Васильева стала любимой актрисой. Она снимается уже в первом фильме Асановой «Не болит голова у дятла» (1974) в роли учительницы Татьяны Петровны. Затем следует знаковая картина ленфильмовского новатора «Ключ без права передачи» (1977, Клавдия тоже Петровна). Сильная, порой властная, незаурядная натура Васильевой привлекает Асанову. Актриса успевает сняться в ленте «Пацаны» (1983), где вновь встречается на площадке с Приемыховым. Уже как режиссер, зная, что снимает последний фильм, Приемыхов приглашает Васильеву на эпизод в своей картине-завещании «Кто, если не мы» (1998).

       Многие критики склонны считать самой удачной ролью актрисы Клару в телефильме «Визит дамы» (1989) М. Козакова. Если героиню пьесы Дюрренматта (по ней поставлен фильм) даже живым человеком трудно назвать, то здесь она — дама женщина, не только с миллионами, но и со своими принципами. Клара возвращается в город своей юности, откуда много лет назад ее изгнали. Будучи ныне дамой состоятельной, она позволяет себе менять молодых мужей и отчаянно сорить деньгами. Но главная цель — возмездие. Героиня презирает безалаберность, скупость, ханжеские устои. Она беспощадна к тем, кто давно забыл истинное значение нравственности и добра. Васильева освежает сухой, суровый рисунок образа Клары у автора — Дюрренматта. Потому и не выглядит бессердечной самодуркой.

       Во внешности актрисы есть нечто неуравновешенное, беспокойное, что позволяет в привычное кинодействие, в легкий жанр внести нотку диссонирующего. Если не движением чувств, то фактурой, особой актерской пластикой. И кинопроизведение становится неоднозначным. В основе картины «Мой нежно любимый детектив» (1986, реж. А. Симонов) история об открытии в Лондоне детективного агентства, когда звание «Великого сыщика» после многочисленных конкурсов получила женщина. Неудивительно, что именно Васильевой досталась роль мисс Ширли Холмс, женщины с мужским характером и умом, «железной» логикой. Если такие женщины попадают в детективную игру, они часто оказываются первыми в ряду подозреваемых. Как Тамара — героиня криминальной драмы «Преферанс по пятницам» (1985, реж. И. Шешуков). Она не то что не умеет расположить к себе человека, но намеренно этого делать не станет. Естественность позиции и оценок делает ее не всегда симпатичным собеседником, но более интересным, так как выбор всегда за ней.

       Кроме логики и авторитарности, изящества и легкости есть в актрисе еще одно качество, отличающее от многих других актрис, — умение восходить по возрасту не дурнея. Потому что старение для нее равнозначно взрослению. Оно и есть взросление — ступень к внутреннему совершенству, с которой можно упасть и не подняться. Безупречный вкус, актерская и женская отвага играют здесь решающую роль. Если в молодости любовь была нарядной, красивой, легкой, то со временем чувства остывают, меняется пластика персонажей. И угловатые героини Васильевой становятся матерями. В «Экипаже» (1979, реж. А. Митта) она играет мать девушки, еще очень юной, но принципиально жаждущей самостоятельности. И в жизни наступает момент, когда авторитарность отца уже не играет роли. Когда мудрость, женское участие, понимание и чуткость способна проявить только мать. В фильме «Кувырок через голову» (1987, реж. Э. Гаврилов) героиня Васильевой не просто мать, жена, хозяйка, но и актриса — сказочное чудовище, ведьма.

       Глубоко верующие люди называют актерскую профессию категорично — лицедейством. Подлинная, не мнимая свобода обретена Васильевой в храме. «По моему мнению, — публично заявила Екатерина Сергеевна. — все должны идти в церковь, обычную приходскую церковь, к батюшке, потому что в наше время борьба добра и зла приняла настолько серьезные формы, в ней задействованы такие силы, такие деньги и связи, что сделать что-то хорошее может только Господь». Екатерина Васильева в Церкви более 20 лет. Она — казначей московского храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. Там же священником служит ее сын, выпускник ВГИКа.

       Любую работу над ролью Васильева начинает сейчас только с благословения духовного отца. Так было с фильмом Приемыхова «Кто, если не мы», так она сыграла мать И. Тургенева — великого русского писателя, — в так и не вышедшем, к сожалению, фильме С. Соловьева. Васильева сыграла королеву-мать, кровожадную Медичи, в телесериалах «Королева Марго» (1996—1997, реж. А. Муратов) и «Графиня де Монсоро» (1997, реж. В. Попков). Одной из лучших ролей последнего времени стала роль Серафимы Михайловны (премия «Ника» (2002) в новогодней сказочной истории «Приходи на меня посмотреть» (2001), поставленной новичками в кинорежиссуре — М. Аграновичем, известным оператором, и О. Янковским, замечательным актером театра и кино. Благодаря мастерству Васильевой, ее решимости и чудесной искренности, стремлению сделать мелодраматическую историю поучительной и сказочно милой сюжет фильма оказался шире шутливой фабулы, где побеждают жизнь и любовь.

       Васильева выступила в роли матери героини И. Купченко. Эта старая дева живет с больной матерью в квартире, больше напоминающей нефинансируемый музей: телевизор не держат, на ночь читают Диккенса. Со стен смотрят иконы, выцветшие фотографии... Неожиданно, когда старушка собирается умирать, в дом нечаянно нагрянул немолодой, но симпатичный незнакомец, «новый русский». Пришел, чтобы остаться. Потом появится еще и «внучка», наступит Новый год, и больная Софья Михайловна раздумает покидать этот мир. В погасшем было жилище вспыхивает радость, в него вторгается надежда. «Семья — это малая церковь», — говорит Екатерина Сергеевна Васильева.

       В 1987 году Екатерине Сергеевне Васильевой присвоено почетное звание народной артистки РСФСР.

Нина Спутницкая, Юрий Тюрин

Другие роли:
               1965 - эпизод («На завтрашней улице»), учитель физкультуры («Звонят, откройте дверь»);
               1966— Катя («Роковая случайность»);
               1967— Надя («Война под крышами»), сотрудница отдела писем («Журналист»), соседка («Спасите утопающего»), Нора («Поиск»);
               1968 — дворник («Любить»), эпизод («Житие и воскресение Юрася Братчика»), жена сапожника и царица («Солдат и царица», км);
               1969 — Тамара («Вальс», тв), Овчинникова («Сюжет для небольшого рассказа»), Наталья Степановна 8 новелле «Предложение» («Семейное счастье»);
               1970 — Полина («Возвращение «Святого Луки»), мать Бубы («Как стать мужчиной»), дежурная («Вас вызывает Таймыр», тв), Катя («Петрухина фамилия», км), сотрудник отдела кадров («Начало»);
               1971 — Тамара («Месяц август»), Клава («Нюркина жизнь»), Александра («Егор Булычев и другие»);
               1972 — медсестра («Город на Кавказе», км);
               1973 — Зина Горюнова («О тех, кого помню и люблю»);
               1975 — Клотильда («Воздухоплаватель»), жена Маркела («Шаг навстречу»), Анна Викторовна («Бриллианты для диктатуры пролетариата»), Анна Петровна («Иванов», тв, спект.);
               1976 — Рубцова («Двадцать дней без войны»), Нора Люс («Жизнь и смерть Фердинанда Люса»), Мила («Вы мне писали»);
               1978 — Пескова («Дом строится», тв);
               1979— мать Сашеньки («Примите телеграмму в долг»), Никулина («С любимыми не расставайтесь»), Анна Греч («Так и будет», тв), корреспондент («Мужчины и женщины»);
               1980— Клара («Спасатель»), Варвара («Поздние свидания»), мать Володи («Что бы ты выбрал?», тв), Пескова («Други игрищ и забав», тв, км), Кукушкина («Вакансия»), мачеха («Проданный смех», тв);
               1981 —тетя Полли («Приключения Тома Сойера», тв);
               1982 — эпизод («Ищите женщину», тв);
               1983— Надя («Тепло родного дома»);
               1984— Валентина Серафимовна («Граждане Вселенной»), Алла Сергеевна («Гостья из будущего», тв), герцогиня («Осенний подарок фей»), Катерина («Снег в июле», тв), Лора Ларсен («Рыжий, Честный, Влюбленный», тв);
               1986 — мадам Дюпре («Путешествие месье Перришона», тв), Изольда («Год теленка»), роль в новелле «Голос» («Исключения без правил»);
               1987— роль («По траве босиком»);
               1988— роль («Штаны»), роль в 1-й новелле («Любовь к ближнему»), роль («Это было летом», тв);
               1991 — Надежда Воронина (Пока гром не грянет»), эпизод («Шальная баба»), Таня («След дождя»), сотрудница ОВИРа («Мигранты»), миссис Маккензи («Безумная Лори»);
               1993 — роль («Эта женщина в окне...»), кинозвезда Маркиза («Игры женщин», тв, спект.);
               2002 — леди Лоридэйл («Радости и печали маленького лорда»), Галина Аркадьевна («Под крышами большого города», тв), Варвара Михайловна («Главные роли», тв);
               2003 — Квашина («Участок», тв);
               2004 — Ханаева («Легенда о Тампуке», тв);
               2005 — бабушка Софья («Люба, дети и завод», тв), доктор Блюммер («Глубокое течение»), мама («Банкирши», тв), Римма Марковна («Кошачий вальс»); — Антонина Сократовна («Счастье по рецепту», тв), роль («Важнее, чем любовь»); — роль («Единственному, до востребования»), роль («Лилии для Лилии»).

(1) При жизни Высоцкого его песни из фильма были изъяты и вошли в восстановленную редакцию фильма 1997 года, а в 1983 году часть баллад вошла в другой фильм Тарасова — «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго».

 
 
 

© Copyright 2009 : Спутницкая Нина Юрьевна
Используются технологии uCoz