Спутницкая Нина Юрьевна

Научные публикации Нины Спутницкой

ОЛЕГ БАСИЛАШВИЛИ

АКТЕРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. КИНО РОССИИ

ОЛЕГ БАСИЛАШВИЛИ


       Басилашвили Олег Валерьянович родился 26 сентября 1934 года в Москве. Дед (по материнской линии) будущего актера был из церковной семьи, учился в духовной семинарии, окончил Училище живописи, ваяния и зодчества. А дед со стороны отца — Ношреван Кайсосорович Басилашвили — полковник царской армии, в 1939 году был арестован, и внук увиделся с ним только во время Великой Отечественной войны в эвакуации в Тбилиси. Отец — физик-математик, мать — филолог, и именно она воспитала в сыне особое отношение к классике, к русской культуре, и прежде всего к Пушкину. С раннего детства Олег Басилашвили прекрасно знал старую Москву — ее дворики, переулки, и сегодня уже известный актер ратует за возвращение столичным улицам исконных названий, восстановление топонимических богатств города. Бывшие соседи по квартире были для его семьи чуть ли не самыми близкими людьми, и, будучи жителем Санкт-Петербурга, Олег Валерьянович купил комнату в московском доме на Покровке, где прошло его детство.
       В детстве Олег Басилашвили увлекался рисованием, занимался самодеятельностью, часто посещал МХАТ. Его первым театральным потрясением стал спектакль «Синяя птица», который будущий актер увидел на этой сцене еще до войны. И хотя родители не были готовы к выбору сына, после школы в 1951 году он поступил в Школу-студию при любимом театре. Во время учебы познакомился со своей первой супругой — Татьяной Дорониной (в начале 1960-х они разошлись). После получения диплома в 1956 году актер работал в Сталинградском драматическом Театре, затем вместе с женой переехал в Ленинград и вошел в труппу Театра имени Ленинского комсомола, а с 1959 года и по сей день играет в БДТ В театре судьба Басилашвили поначалу не складывалась, и он серьезно думал о возвращении в родной город, но со временем стал одним из ведущих актеров. Среди ролей, сыгранных им на сцене: Прозоров в «Трех сестрах», Войницкий в «Дяде Ване» А.П. Чехова, Хлестаков в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Серпуховской в «Истории лошади» по Л.Н. Толстому, Джингль в «Пиквикском клубе» по Ч. Диккенсу, Креонт в «Антигоне» Ж. Ануя и др.
       В кино Олег Басилашвили дебютировал в 1956 году ролью Андрея Андреевича в фильме Григория Никулина и Владимира Шредера «Невеста» (по А. Чехову). Его герой — сын соборного протоиерея — недурен собой, играет на скрипке и нравится барышням. Скромная девушка Надя, кажется, любит его и вполне счастлива. Но в самый разгар приготовлений к свадьбе, угнетенная мещанским образом жизни близких, невеста бросает жениха и уезжает в Москву. Интересно, что экранный дебют стал своего рода эскизом человеческого типа, который долгое время суждено было воплощать актеру. Уже первая роль оказалась показательной для будущих, хорошо запомнившихся зрителю героев Басилашвили: им редко везет в любви, они закованы в рамки формальных представлений о благополучии, эрудированные, удачливые в карьере, во всем знают меру и крайне редко становятся жертвами необъяснимой страсти. Неслучайно даже среди первых героев Басилашвили почти нет молодых людей, его персонажи часто бывают абсолютно лишены юношеского азарта и романтических настроений. Таковы и Виктор Каренин в фильме «Живой труп» (1968, реж. В. Венгеров), Лоскутов в «Возвращении "Святого Луки"» (1970, реж. А. Бобровский), главврач Петр Иванович в фильме «Врача вызывали?» (1974, реж. B. Гаузнер), Дятлов в «Дне приема по личным вопросам» (1974, реж. C. Шустер), таков, по сути, и муж Веры Василий Львович из «Гранатового браслета» (1964, реж. А. Роом).
       В комедийном жанре, сделавшем актера популярным, ему часто выпадала роль антагониста главного героя, человека правильного, циничного, трезво смотрящего на жизнь и склонного любые эмоциональные выплески, любовные переживания других, даже близких людей, оценивать как проявление примитивных инстинктов или слабости человеческого характера. И потому наряду с интеллигентами, начальниками и аристократами Басилашвили играл карьеристов и негодяев, «говорящими» становились даже фамилии его героев: Ребротесов в «Смешных людях!» (1977) Михаила Швейцера, Самохвалов в «Служебном романе» (1976) и граф Мерзля ев в фильме «О бедном гусаре замолвите слово» (1980) Эльдара Рязанова.
       Олег Басилашвили сыграл в кино немало похожих ролей, но ни раз; не повторился, демонстрируя удивительную способность быть разным, оставаясь самим собой. Однажды Рязанов дал ему шутливую расписк) в том, что будет снимать его в каждом своем фильме. Роль Ипполита из «Иронии судьбы» была уже почти отснята с Олегом Валерьяновичем. однако актеру пришлось по семейным обстоятельствам отказаться от дальнейшего участия в картине А ведь именно этот герой первым из отрицательных фигур рязановс ких комедий вызывает сочувствие. он способен на неожиданный для заносчивого и высокомерного че ловека монолог с исповедальными мотивами. И только в 1982 году в роли Платона Рябинина («Вокзал для двоих») — представителя интеллигентной среды, волей случая оказавшегося в нелепой ситуации и по ходу разрешения конфликта начинающего по-новому оценивать реальность, — Рязанов «позволил» Басилашвили сыграть положительного героя.
       Анекдотический сюжет в «Вокзале для двоих» превратился в двухсерийную мелодраматическую киноповесть, где состоялся блестящий актерский дуэт (Олег Басилашвили и Людмила Гурченко) и неожиданный человеческий дуэт (музыкант и официантка). Жизнь без поворотов и роковых случайностей в конце концов делает таких, как Рябинин, рабами видимого успеха, ставит в зависимость от формальных представлений о счастье и благополучии. Глава, казалось бы, блаополучной семьи, оказавшись под следствием, хочет перед судом, быть может, последний раз повидаться с пожилым отцом, но благодаря ряду нелепых случайностей задерживается на вокзале провинциального города Заступинска. И случайное знакомство с женщиной не его круга становится для Рябинина судьбоносным, заставляет пересмотреть свою жизнь на предмет наличия в ней фальши и искренних взаимо¬отношений. Невиновный, но осужденный, он направляется через снега в метель на свидание с женой, по дороге вспоминая до мелочей два дня, проведенных с Верой, и неожиданно на месте прибытия, в финале, вместо супруги находит именно Веру — любящую, ждущую, надеющуюся.
       Житель шумного города, отлично ориентирующийся на знакомой местности и привыкший легко решать сложные профессиональные и житейские проблемы, рано или поздно попадает в невидимую, но сплетенную собственными руками ловушку. Поэтому для многих главной ролью Олега Басилашвили стала роль незадачливого плута Андрея Павловича Бузыкина. Талантливый переводчик, преподаватель, коллега, муж, отец, любовник, друг - много ролей и обязанностей взвалил на себя этот герой — яркий пример явления современной жизни, которое после выхода на экраны фильма Георгия Данелии «Осенний марафон» (1979) вошло в народ как диагноз — бузыкинщина. Искренне стараясь помочь близким, подстраиваясь под обстоятельства, он становится жертвой губительного ритма, но не решается сойти с дистанции. На фоне остальных персонажей фильма Бузыкин выглядит бесконечно уставшим, изнеможенным, аморфным, не счастливым, но и не неудачником. По сути, он человек добрый и отзывчивый, но уж слишком нерешительный. Бузыкин обрек себя и своих близких жить не своей жизнью. Здесь Басилашвили проявляет редкостную сдержанность в отборе выразительных средств, пользуется лишь оттенками, открывая выразительные полутона для создания неоднозначного образа негероичного героя нашего времени.
       Тем неожиданнее стала для зрителей роль полковника Костенко, ведущего необыкновенно сложное дело, в центре которого военный преступник Кротов, искусно заметающий свои следы, в телевизионном фильме Семена Арановича «Противостояние» (1985). Однако противоборство не исчерпывается детективной интригой. Ведущей идеей фильма и роли Басилашвили стало противостояние фашизму. Актер отказался от внешнего стереотипа следователя угро. Без пафоса он создал образ настоящего Героя, скромно и достойно выполняющего свой долг.
       Телевидение подарило Басилашвили много актерских удач, среди них — Владимир Тальберг в «Днях Турбиных» (1976) Владимира Басова, Лахновский в «Вечном зове» (1973—1983) Владимира Красно-польского и Валерия Ускова. Кроме того, телезрители смогли оценить театральные постановки с участием Олега Валерьяновича: «А. Чехов. Сценки» (1973), «Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни» (1986) Г. Товстоногова, «Пиквикский клуб» (1986) Г. Товстоногова и Е. Макарова и др.
       К концу 1980-х годов герой Басилашвили становится смелее и все неожиданнее, как бы чувствуя время перемен, где возможно говорить по-новому о знакомом, выходить за рамки привычного амплуа. Продолжилось и сотрудничество актера с Эльдаром Рязановым, на этот раз в фарсовой комедии «Небеса обетованные» (1990). Лишенный не то чтобы говорящей, но вообще какой бы то ни было фамилии, его Федя — пожилой сторож, с той же, что и у прежних персонажей, родословной, заканчивает свою печальную жизнь на городской свалке. Он не стремится доказывать или оспаривать алогичность бытия.
       Но, пожалуй, самыми необычными стали для прежних поклонников Олега Валерьяновича роли в картинах «Город Зеро» (1988, писатель Василий Чугунов и мумия советского поэта), «Сны» (1993, граф Прозоров / муж Степановой) и «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001, Папа Римский / пенсионер Прохоров) Карена Шахназарова, творческий союз с которым начался с «Курьера» (1986). До этого актер уже выступал на экране в ролях отцов как в детских лентах «Подзорная труба» (1973, реж. М. Генин) и «И вот пришел Бумбо» (1984, реж. Н. Кошеверова), так и во «взрослых». Но если дочь Платона Рябинина в «Вокзале для двоих» осталась за кадром, а дочь Бузыкина выросла, завела собственную семью и появляется в фильме для того лишь, чтобы укорить отца, то в «Курьере» профессор Кузнецов впервые оказывается в ситуации открытого конфликта поколений. Кузнецов — правильный, прагматичный, уверенный в себе, в настоящем и будущем, примерный семьянин, несколько склонный к авторитаризму. Словом, антагонист главного героя, который поначалу всячески препятствует общению с ним своей дочери-студентки.
       Семнадцатилетний курьер нарушает размеренное существование его семьи, и хоть профессор не всегда готов принять порывы молодежи, но понимает, что гнев и раздражение вряд ли могут стать подходящим лекарством, и в конце концов делает выбор в пользу понимания и спокойного диалога. Цинизм, столь характерный для героев Басилашвили, мог бы перерасти в неискоренимую заносчивость, а затем и в душевное высокомерие, но, проявив чуткость, искреннюю любовь к дочери и сделав над собой усилие, Кузнецов меняется сам.
       И если у Рязанова в 1990-х с образом интеллигента связана печаль, появляются ностальгические нотки, а герой Олега Валерьяновича наконец обретает право назваться положительным, но никак не может реализовать себя, то у Шахназарова он все активнее и активнее действует. Способный ученик времени, играет на «отлично» две роли, две ипостаси хваткого человека, и довольно заманчивой для актера становится смесь времен и пространств, абсурда и реальности, текста и импровизации. В «Снах» он крупный сановник в царском правительстве конца XIX века и заботливый муж. В XX веке герой Басилашвили — прохвост. Он торгует эротическими фотографиями своей жены, поет на сцене в стиле «хэви металл» и ведет конкурс «Мисс бюст СНГ», а в «Ядах, или Всемирной истории отравлений» интеллигентного вида пенсионер оказывается искусителем и раскрывает перед обманутым мужем — ни больше ни меньше — всю историю отравлений, энциклопедию людских пороков и изощренных способов наказания неверных жен.
       Новая Москва и ее «старый» герой предстают в российско-французской картине «Предсказание» (1993, реж. Э. Рязанов). Известному писателю, немолодому и одинокому человеку Олегу Владимировичу Горюнову, осталось жить всего двадцать четыре часа — так ему нагадала привокзальная цыганка. Эти последние сутки становятся насыщеннее всей его прежней жизни. В финале ленты он вернется домой и его встретит знакомый человек: он сам, помолодевший на двадцать пять лет, явился для того, чтобы помочь сбыться неосуществленным мечтам. Горюнов победил время...
       Неслучайно питерский режиссер Владимир Бортко пригласил питерского знатока Москвы Басилашвили сыграть в телевизионной экранизации «Мастера и Маргариты» (2005) М. Булгакова сложнейшую роль Воланда — персонажа как будто из прошлого, экспериментирующего с настоящим. Не совсем современный облик этого героя, но вневременная способность к иронии, отрицательное обаяние, протест против посредственности — всё это определило выбор актера. Из последних киноработ Басилашвили его мефистофельское обаяние подчеркивает и главная роль в фильме «Судья в ловушке» (1998) Сергея Колосова (по Генри Филдингу). Оригинальна постановка: все создавалось на компьютере, реальный людный Лондон XVIII века — на самом деле виртуальная реальность, а известный актер лепит образ человека — вечного дьявола, который все время надевает маски. Реальность обманчива не только в пору высоких технологий... Но на самом деле судье просто скучно, а злая игра дает ему возможность уйти от обыденности.
       В 2001 году Олег Валерьянович Басилашвили стал лауреатом петербургской премии «Люди нашего города», хотя сам актер признается, что его знакомство с Петербургом сводится к одному: дорога до БДТ и обратно. Несмотря на то что сам актер называет себя домоседом, он ведет активную творческую жизнь: работает в театре, участвует в ант-репризных постановках, снимается в сериалах. Среди последних работ: Шеф в ироническом детективе «Что сказал покойник» (1999), две роли — Димов Дмитрий и Димов Владимир — в сериале «Под крышами большого города» (2002) — истории одной большой семьи, чиновник Мизимов в телеэкранизации повести Бориса Акунина «Азазель» (2002) и генерал Епанчин в «Идиоте» (2003) В. Бортко. С 1998 по 2004 год на телеканале «Культура» выходила его авторская передача «С потолка», в которой, рассказы¬вая о своих встречах с интересными людьми, Басилашвили размышлял о проблемах культуры и искусства. Поскольку название проекта родилось необычно (в театральной гримерке актера есть сводчатый потолок, на котором расписываются все гости Олега Валерьяновича), то и темы передач могли быть совершенно неожиданными.
       Олег Басилашвили — лауреат Государственной премии РСФСР (1979 — за роль в фильме «Служебный роман»). Лауреат премии «Золотой софит» за лучшую мужскую роль в спектакле «Антигона» (1997). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004). В 1984 году Олег Валерьянович Басилашвили удостоен почетного звания народного артиста СССР.

Другие роли:
              1959 —Стрельников («Горячая душа»),
              1959—1961 — казак («Поднятая целина»);
              1965 — Локкарт ( «Заговор послов);
              1966 — Медынский («Старшая сестра»);
              1968— роль («Наши знакомые»);
              1969— Костерин («Невероятный Иегудиил Хламида»);
              1970 — князь Долгоруков («Баллада о Беринге и его друзьях»);
              1974 — Паш («Выбор цели»);
              1976 — Пташников («Воздухоплаватель»), продюсер Южаков («Раба любви»);
              1977— Рубцов («Всегда со мною»), Кройцман («Жизнь и смерть Фердинанда Люса);
              1978— роль («Ограбление в полночь», тв), Николаев («Особых примет нет»);
              1979 — роль («Несколько дней из жизни И.И. Обломова»);
              1985— роль («Соучастие в убийстве»);
              1986 — роль («Лицом к лицу»), роль («Конец света с последующим симпозиумом», тв);
              1988— Бреннер («Большая игра», тв);
              1989— роль («История лошади», тв, спект.);
              1990 — роль («Полковник Шабер», тв, спект.), Ярмак («Чернов. Chernov»);
              1991 — роль («Дело», тв);
              1992 — полковник милиции Кузнецов («Билет в Крас ный театр, или Смерть гробокопателей»);
              1995— профессор («Орел и решка»);
              1996— роль («Театр Чехонте. Картинки из недавнего прошлого» [«Старые знакомые»], тв, спект.);
              2000 — роль («Романовы — венценосная семья»), Прохоренко («Бандитский Петербург. Адвокат», тв);
              2006 — роль («Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя», тв), Савицкий («Чужая жизнь», тв).

© Нина Спутницкая

 
 
 

© Copyright 2009 : Спутницкая Нина Юрьевна
Используются технологии uCoz