Спутницкая Нина Юрьевна

Научные публикации Нины Спутницкой

АЛЕКСАНДР АБДУЛОВ

АКТЕРСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. КИНО РОССИИ

АЛЕКСАНДР АБДУЛОВ


       Абдулов Александр Гаврилович родился 29 мая 1953 года в театральной семье. Его отец, режиссер Ферганского драматического театра, с детства старался привить сыну любовь к сценическому искусству. Уже в пятилетнем возрасте мальчик дебютировал на сцене в спектак¬ле «Именем революции». В юности Александр серьезно занимался спортом. Его первая попытка поступить в театральный вуз (в училище им. Щепкина) сразу по окончании школы оказалась неудачной, и он пошел на факультет физкультуры Педагогического института Ферганы. Однако страсть к актерству оказалась сильнее, и через год Абдулов вновь отправился в Москву, где поступил на курс И. Раевского в ГИТИСе.

       На четвертом курсе он обратил на себя внимание известного театрального режиссера Марка Захарова и был приглашен на главную роль в спектакль «В списках не значился» Московского театра им. Ленинского комсомола (ныне — «Ленком»). После окончания института в 1975 году Александра Абдулова принимают в труппу этого театра. На сцене актер создал ряд интереснейших образов. Это Хоакин («Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» П. Неруды), Фернандо Лопес и Человек театра («Юнона и Авось» А. Вознесенского и А. Рыбникова), Никита («Жестокие игры» А. Арбузова), Трубецкой («Школа для эмигрантов» Д. Липскерова), Мена-хем Мендл («Поминальная молитва» Г. Горина), Верховенский («Диктатура совести» М. Шатрова), Сиплый («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского).

       В 1973 году, еще студентом, он дебютировал на киноэкране в эпизодической роли десантника Козлова в фильме М. Пташука «Про Витю, про Машу и морскую пехоту». М.А. Захарову, худруку театра, где Александр Гаврилович служит до сих пор, суждено было стать «крестным отцом» молодого актера и в кино, его фильмы — экранизации пьес, в которых причудливо соединились театральные приемы и специфика телеэкрана, сделали Абдулова таким, каким его узнали и полюбили зрители. Новая кинематографическая интерпретация пьесы Е. Шварца «Обыкновенное чудо» (1978, тв) подарила удачливому актеру первую главную роль, ставшую для него знаковой. И хотя далее последовали не менее популярные и успешные партии в фильмах разных жанров, экранная судьба во многом была уже определена ролью Медведя. Герой Абдулова по сюжету влюбляется в принцессу, но при этом ему несвойственны безудержная страстность, стремительность. Мораль сказки Шварца: Слава храбрецам, которые осмеливаются любить. Слава безумцам, которые живут, как будто они бессмертны, озвученная Сказочником, будто и не относится к Медведю. Он не оправдал ожиданий волшебника, а словно бы лишь исполнил все задуманное, но и тогда оказался лишен энтузиазма и героизма. Благородство этого героя вытекает из трезвого расчета. Абдулов в роли Медведя — неоднозначная натура. Не сладкий красавец и не схематичный идеальный герой. Он смелый, ищущий юноша, но может стать неловким, эгоистичным и даже трусливым.

       Случай часто играет решающую роль в жизни, в карьере. Возможностей заявить о себе у Абдулова было достаточно. До Медведя он уже появлялся на экране в заметных для начинающего артиста ролях: инженер Щукин в «12 стульях» М. Захарова (1977, тв), Николай Бауман в «Побеге из тюрьмы» Р. Василевского (1977), Гринев в «Капитанской дочке» П. Резникова (1978, тв, спект.), Пьер в «Красавце-мужчине» (1978, тв) М. Микаэляна. Но более органичным оказался в роли романтического героя — Принца в «Аленьком цветочке» (1977). Сюжет известной сказки в фильме И. Поволоцкой дополнился более разработанным по сравнению с литературным источником мотивом неразделенной любви и эпизодами с новой героиней — злой колдуньей и «по совместительству» несчастной женщиной. Очарованная молодым красавцем, волшебница жестоко наказала его за высокомерие, отобрав главное его оружие - привлекательную внешность. Таким образом, уже первые киногерои Абдулова бросают вызов прежним представлениям об идеальном герое.

       Жизнью большинства персонажей, созданных актером в кино, правит рок. И чаще всего они сами выбирают рискованный путь, совершая ошибку, но ни на миг не сожалеют о случившемся, а, напротив, с азартом принимают вызов судьбы. Для них характерно не искать ответ на вопрос, как жить, а действовать, попытаться обратить заданные сюжетом обстоятельства в свою пользу. Именно это и привлекает в экранных персонажах А. Абдулова зрителя. И сам актер, и киноаудитория середины 1970-х были готовы к рождению киногероя, для которого гордыня так же органична, как отвага, эгоизм сосуществует с жизнелюбием, а дерзость — с благородством.

       В числе наиболее известных киноработ Абдулова — самоуверенный юноша Никита из «Карнавала» (1981, реж. Т. Лиознова), отважный влюбленный юноша, современный принц-избавитель — Иванушка Пухов из «Чародеев» (1982, реж. К. Бромберг) и легендарный странствующий рыцарь Ланцелот, бросивший вызов посредственности и деспотизму в «Убить дракона» (1988, реж. М. Захаров). В детективах он предстает и бандитом («Место встречи изменить нельзя», 1979, реж. С. Говорухин; «Ищите женщину», 1982, реж. А. Сурикова), и жертвой маньяка («Десять негритят», 1987, реж. С. Говорухин). Он может быть легкомысленным пижоном: Владимир в комедиях «Самая обаятельная и привлекательная» (1985) Г. Бежанова и «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989) С. Соловьева, Игорь в трагикомических «Сукиных детях» (1990) Л. Филатова. Но также может выступать носителем рока: искуситель Климов в «Храни меня, мой талисман!» (1986) и плотник Сергей в «Леди Макбет Мценского уезда» (1989) Р. Балаяна, вор Артынов в «Тюремном романсе» (1993) Е. Татарского.

       Александру Абдулову одинаково «к лицу» и исторический, и современный костюм, и маска злодея, и черты положительного героя. Жанровый диапазон его киноработ достаточно широк, но прежде всего фильмы с участием актера отличает напряженная интрига, непредсказуемость поступков персонажа, поэтому чаще всего сложно дать точный прогноз относительно того, кем, в конце концов, он окажется.

       Герои Абдулова часто рушат семейные узы, но однажды и они могут оказаться жертвами измены. Сергей в фильме «Двое в новом доме» (1978) Т. Шахвердиева — еще совсем юный человек, но он уже связан семейными обязанностями: учится на вечернем отделении института, работает, воспитывает дочь. Актеру удается показать неоднозначность своего неуклюжего, нерешительного героя, убедить зрителя в искренности его желания побороть свою пассивность. Психологически точно передает Абдулов внутреннюю борьбу молодого человека за сохранение семьи, и к финалу ленты Сергей осознает, что чувство его до сих пор взаимно. Тема любви и верности возникает в фильме П. Арсенова «С любимыми не расставайтесь» (1979), поставленном по одноименной повести А. Володина. Снова камерная история — развод молодой супружеской четы. Внешне успешный, бескомпромиссный герой Абдулова находится в состоянии сложной внутренней борьбы с собственным максимализмом. Уязвленное самолюбие заставляет Митю Лаврова сдерживаться. Но, преодолев гордость, резкость, он в состоянии по-новому оценить ситуацию.

       Причиной грехопадения монаха Сергея из картины «Грех. История страсти» (1993, реж. В. Сергеев) стало тайное прошлое и красавица из настоящего, спасаясь от любви к которой он находит смерть. Как правило, персонажи Абдулова — отличные психологи, редко оказываются на обочине жизни. Они выбирают путь жесткой, даже жестокой игры, причем не только в любви, но и в политике. Лядащев из телефильма «Гардемарины, вперед!» (1987, реж. С. Дружинина), талантливый прогнозист, способный всех удивить, всем угодить, дает точную характеристику главным героям ленты, для которых он — ненадежный друг, а для зрителя — по-прежнему любитель фортуны. Обаятелен также аферист Ненашев в «Гении» (1991, реж. В. Сергеев). Директор образцового овощного магазина на самом деле — выдающийся инженер-изобретатель, не нашедший себе места в современной жизни. Используя свои изобретения, он умело шантажирует мошенников, ловко лавируя между правоохранительными органами и мафиозными структурами. Этот образ сыгран актером иронично, точно, в духе времени.

       Что заставляет Абдулова браться за эти роли, ставшие для актера знаковыми со времен «Обыкновенного чуда», где его герой легко и непринужденно разрушил стройный замысел Волшебника? Просто такие люди предпочитают оставаться режиссерами всех событий своей жизни. Даже в роли жертвы он отличен от тех, кто пассивно ждет решения судьбы, ибо с ней у такого героя другие взаимоотношения: Энтони Марстон умирает первым, но он единственный, кто принял вызов маньяка в «Десяти негритятах». Причем он погибает не раскрывшись: без оправдания,без покаяния, как будто сам рок освобождает его от страха перед неизвестностью, от мучительного ожидания расправы.

       Хотя в момент своего появления на экране Абдулов отлично вписался в амплуа героя-любовника, он убедителен и в «актерском», и в «режиссерском» кинематографе. Энергетика так же органична для него, как и лирические интонации. Но, несмотря на то что диапазон его работ чрезвычайно широк, может создаться впечатление, что актер варьирует разные роли в рамках одного амплуа. Его присутствие в титрах почти всегда обещает фильму зрительский успех.

       В 1990-х он по-прежнему органичен в ролях соблазнителей. В городской сказке Г. Данелии «Настя» он предстает современным прекрасным принцем для несчастной доброй девушки. В «Желтом карлике» (2001, реж. Д. Астрахан) его герой, преуспевающий сочинитель дамских романов Владимир Жарковский, легко соблазняет возлюбленную своего сына. В сериале «Next» («Следующий», 2001—2003, реж. О. Фомин) он играет криминального «авторитета». Бандит Лавр — человек активный, ни в чем не уступает молодому поколению. При этом актер не боится иронизировать и над собственным амплуа. Неожиданным предстает он в роли Василия Ивановича Кутузова — пациента психиатрической больницы, ведущего беседы на животрепещущие темы с давно ушедшими в мир иной известными людьми, — в комедии В. Титова «Анекдоты» (1990).

       С середины 1970-х годов и по сей день Александр Абдулов продолжает сниматься в нескольких картинах в год, он не оставлял кино и во время постперестроечного кризиса. Пробовал себя в роли сценариста и постановщика фильма-концерта «Задворки 3, или Храм должен стать храмом» (1990, главная роль) и остросюжетного политического боевика «Шизофрения» (1997, роль Немого). Режиссером, продюсером, сценаристом одновременно выступил Абдулов в киномюзикле «Бременские музыканты & С0» (2000), в котором сам исполнил роль Шута. Его герой, мудры й в своей беззаботности, рассказывает старую сказку на новый лад, предлагает форму неожиданной, волшебной игры, открытой как старшему, так и новому поколению зрителей. И вновь он не пассивный наблюдатель, а остроумный повествователь. От лица персонажа Абдулова ведется серьезный разговор о противоречивых чувствах в триптихе С. Соловьева «О любви» (2004, приз за лучшую мужскую роль на ОРКФ «Кинотавр» в Сочи в 2004 году), поставленном по мотивам рассказов А.П. Чехова «Доктор», «Володя» и водевиля «Медведь». Пытаясь объяснить историю несчастной любви сына-подростка, поручик Григорий Степанович Смирнов рассказывает историю своей жизни и в итоге... оказывается главным действующим лицом.

       Александр Абдулов — лауреат премии «Золотой овен» («Человек года», 1997), лауреат премии «Хрус¬тальная Турандот» в номинации «лучшая мужская роль» (сезон 1996/97, «Варвар и еретик», театр «Ленком»). Награжден орденом Почета (1997, к юбилею «Ленкома»), премией Станиславского за 2003 год в категории «лучший актер» (Палач в спектакле «Ленкома» «Плач палача»). В 1995—1997 годах Александр Абдулов был генеральным директором Московского МКФ.

       В 1991 году Александр Гаврилович Абдулов был удостоен почетного звания народный артист РСФСР.


       Актер безвременно скончался 3 января 2008 года.

Другие роли:
              1972 — Ленька Савостиков («72 градуса ниже нуля»);
              1974 — Федор («Вера и Федор»);
              1976 — Рогов («Золотая речка»);
              1978 — Баренцев («Все решает мгновение»);
              
              1979 — Смит в новелле «Зеленая куколка» («Молодость» № 2), Генрих Рамкопф («Тот самый Мюнхгаузен», тв);
              1980 — Евгений Волков («Сицилианская защита»);
              1981 — Уолтер Хартрайт («Женщина в белом»), Григорий («Факты минувшего дня»);
              1982 — Сергей Вишняков («Предчувствие любви»), доктор Симпсон («Дом, который построил Свифт», тв), эпизод («Суббота и воскресенье», тв, км);
              1983 — Лобытко («Поцелуй», тв), Грегор («Рецепт ее молодости»);
              1984 — Сашка («Два гусара», тв), Жакоб («Формула любви», тв);
              1985 — Боб Деготь («В поисках капитана Гранта», тв), эпизод («Дорогая Памелла», тв, спект.), эпизод («Юнона и Авось»), эпизод («Карманный театр», тв, спект.), Булкин, двойник Булкина («Страховой агент», тв);
              1986 — Доул («Тайны мадам Вонг»), Шалом («Веселая хроника опасного путешествия», тв), Сергей («Сошедшие с небес»);
              1987 — Ваня («Филер»);
              1989 — Геннадий («За прекрасных дам!»), эпизод («Руанская дева по прозвищу Пышка», тв);
              1990 — эпизод («Живая мишень»), Маслобоев («Униженные и оскорбленные»);
              1991 — Игрок и Кречинский («Дело Сухово-Кобылина», тв), Жора, вор и сантехник («Дом под звездным небом»), граф Бадрицкий («Осада Венеции»);
              1992 — Алексей Удальцов («Официант с золотым подносом»), Игорь, мент («Странные мужчины Семеновой Екатерины»), Шуйский («Сумасшедшая любовь»);
              1993 —Виктор Иванович, человек («Я виноват»), Лев («Над темной водой»), Менахем Мендл («Поминальная молитва», тв, спект.), Андреас («Золото»);
              1994 — эпизод («Кофе с лимоном»), эпизод («Простодушный»);
              1995 — эпизод («Крестоносец»), Андрей Рокшин («Черная вуаль»), Майданов («Первая любовь»);
              1998 — киноклассик Сазонов («Женская собственность»);
              2000 — хирург Антон Каштанов («Тихие омуты»), Кукольник («Рождественская мистерия»);
              2001 — Клиффорд Линде («Фаталисты», тв);
              2002 — художник Аркадий Синихин («О'кей», тв), Безюке, аптекарь («Тартарен из Тараскона»), подполковник Клепко («Ледниковый период», тв);
              2003 — Мрачный («А поутру они проснулись»);
              2004 — Казаков («Я тебя люблю», тв), Авшаров («Фабрика грез», тв);
              2005 — Коровьев («Мастер и Маргарита», тв), Нельсон («Адъютанты любви», тв), Ноздрев («Дело о мертвых душах», тв);
              2006 — роль («Парк советского периода»), роль («Лузер»).

© Нина Спутницкая

 
 
 

© Copyright 2009 : Спутницкая Нина Юрьевна
Используются технологии uCoz